О последних мы знаем до обидного мало, а ведь именно Антону Григорьевичу Рубенштейну и графу Матвею Юрьевичу Виельгорскому мы обязаны созданием Российского Музыкального Общества (РМО). Именно момент основания этого общества стал переломным в деле пропаганды и культивации качественной классической музыки в России, так как именно при РМО впервые в России (сперва в Петербурге, естественно) были учреждены бесплатные музыкальные классы. Для страны, где классическую музыку можно было услышать только на высочайших приемах, балах и в других местах обитания привилегированных слоёв общества, а о высоком музыкальном искусстве в широких слоях знали в основном понаслышке, такая демократизация музыкального образования была действительно ошеломляющей. В след за бесплатными музыкальными классами последовало учреждение Петербуржского музыкального училища, а Антон Григорьевич Рубенштейн стал основателем первой русской консерватории в том же Петербурге в 1862 году. Его брат, Николай Григорьевич Рубенштейн, основал консерваторию в Москве через 4 года после создания Петербуржской (то есть в 1866 году). Можно сказать, что наше с вами представление о мире музыки в целом на сегодняшний день было бы совсем другим, если бы не инициатива братьев Рубенштейн, а многим ли об этом доподлинно известно?
Ночь в музее 3: инициативы возвращаются
Как уже, я полагаю, стало ясно, вечер, на котором мне посчастливилось присутствовать, был посвящён музыкальным обществам России. Не обошлось, разумеется, без упоминания о музыкальных гениях Отечества, таких как Чайковский (выпускник, а позже и преподаватель Московской консерватории), Модест Мусоргский, Балакирев и его «Могучая кучка», Цезарь Кюи, Римский-Корсаков и остальные, жизнь и профессиональный путь которых нередко пересекались и дополняли друг друга, благодаря уже известным нам инициаторам и меценатам.В принципе, несмотря на отсутствие каких-либо серьёзных препятствий, посещение консерваторий, где вышеизложенное может быть почерпано из лекций и экскурсий, остаётся уделом ценителей. Гораздо обидней и тревожней то, что сведущие в этой области специалисты, порой используют свой багаж знаний не для просвещения масс, а для высказывания собственного мнения. С одной стороны, это объясняется низким интересом к данной теме среди широких слоёв и с целью привлечения внимания, вытаскиваются факты наименее всего достойные внимания. Например, все литературные и гражданские достижения такой известной нам личности, как Антон Павлович Чехов, могут быть перечёркнуты в сознании слушающих списком его любовниц. О теме морального облика «просветителей» более говорить не желаю.