Тренд на уличные постановки начался ещё в 2015 году с известного уже всем спектакля Rimini Protokoll "Remote Moscow". Театр. doc, как и Rimini Protokoll, относится к театру документальному. Но между их уличными постановками все же больше различий, чем сходства. "Неявные воздействия" гораздо ближе к привычному для нас театру, чем это может показаться по анонсу. Я бы назвала "Неявные воздействия" сюрреалистическим спектаклем в декорациях города.
Группа зрителей следует по улицам за организаторами под их флагом с изображением трубкозуба и надписью то ли на китайском, то ли на японском. Видимо, авторы таким образом предлагают зрителям побыть немного туристами, иностранцами в родном городе, попробовать воспринять окружающее свежо и непредвзято. Впрочем, в программке указано, что создателям спектакля, во главе с режиссёром-комиссаром Всеволодом Лисовским, принадлежит исключительно форма – "месседж" же формирует только зритель. Так что любые предположения здесь одновременно верны и неверны.
Играют спектакль четверо актеров. Они идут по маршруту вместе со зрителями, несколько опережая их, останавливаются в определенных локациях, где разыгрывают сценические фрагменты. Анонсируется это так, будто точки маршрута и происходящее на них формируют зрители: до начала спектакля каждый зритель получает жетон одного из двух цветов. Перед остановкой актер просит жетон у любого зрителя, цвет жетона и определяет выбор следующего места и действия. При этом мизансцены и пластический рисунок для каждой локации определены и отрепетированы.
Несмотря на неоднозначную реакцию случайных прохожих и даже их непосредственное вмешательство, актеры четко и последовательно отыгрывают свои микро-роли. То есть, при неявном воздействии и "месседже", структуру спектакль имеет довольно жёсткую. Текста в "Неявных воздействиях" много, звучат фрагменты разной степени известности, пристойности и осмысленности: от немецкой философии до русской поп-музыки. Вслушиваться довольно сложно в силу разных причин: посторонних шумов, своеобразной речевой манеры некоторых актеров и несоответствия большинства фрагментов самим мизансценам. Впрочем, чему-то это придает даже своеобразное обаяние. При достаточной открытости и лояльности к происходящему, каждый зритель найдет здесь интеллектуальную пищу на свой вкус.
Даже вне всякого смыслового контекста и прочих "месседжей", "Неявные воздействия" – очень занятный и подростково-безбашенный спектакль. И если все же решиться пережить это маленькое летнее приключение, то оставит оно, скорее всего, приятные и немного волнующие воспоминания: что-то вроде поездки в летний лагерь или автобусной экскурсии в старших классах.
Что же касается смысла – авторы спектакля категорически снимают с себя ответственность за любые экзистенциальные переживания зрителей. Пожалуй, в этом я последую их примеру.