Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

Новые папы, новые грешники, ни одного святого

Дата: | Авторы:

8 февраля в киноцентре «Октябрь» состоялся марафон сериала «Новый папа» Паоло Соррентино, организованный онлайн-кинотеатром «Amediateka» и спецпроектом Каро.Арт от сети кинотеатров «КАРО». В самом большом зале №1 Октября в рамках 10-ти часового показа на языке оригинала с субтитрами всех серий «Нового папы», состоялась премьера финального 9-го эпизода, перед которой своими мыслями об уже просмотренных частях поделился киновед и преподаватель Московской школы кино Всеволод Коршунов. Сразу же после показов зрители смогли обсудить «Нового папу» с кинокритиком журналов «Сноб», «Медуза» и «Esquire» Егором Москвитиным.

0 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого1 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого2 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого3 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого4 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого5 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого6 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого7 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого8 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого9 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого10 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого11 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого12 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого13 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого14 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого15 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого16 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого17 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого18 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого19 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого20 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого21 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого22 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого23 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого24 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого25 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого26 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого27 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого28 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого29 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого30 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого31 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого32 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого33 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого34 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого35 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого36 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого37 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого38 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого39 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого40 фото к материалу Новые папы  новые грешники  ни одного святого

«Новый папа» Паоло Соррентино являет собой продолжение его довольно экстравагантного, но, бесспорно, интересного и мало кого оставившего равнодушным проекта «Молодой папа» (2016) с Джудом Лоу в главной роли. События «Нового папы» стартуют практически с того же места, на котором остановился его предшественник. Лишившийся чувств во время выступления перед паствой в Венеции Ленни Белардо, он же папа Пий XIII в исполнении Джуда Лоу, в самом начале первой серии нового сериала обнаруживается всё в той же Венеции и таким же бесчувственным и обездвиженным, но уже находящимся в реанимации в глубокой коме, и, при этом, полностью обнаженным, лишь с прикрытым белоснежной салфеткой достоинством и огромным красным неоновым крестом в изголовье. Молодая, но уже для всего созревшая подопечная монахиня, неотлучно присутствует при своём кумире, за надобностью и ненадобностью увлажняя постоянными омовениями губкой его прекрасное тело (естественно, кроме причинного места – она же всё-таки невеста Бога!), в перерывах, со страстным исступлением, предаваясь молитве о пробуждении папы. После этого камера переносится в покои смиренно готовящихся к отходу ко сну сестёр в Ватикане. Однако стоит их аббатисе удалиться, как из нычек начинают вытаскиваться сигареты, каблуки и косметика, а под разноцветное мерцание ещё одного огромного неонового креста и неведомо откуда доносящуюся соблазнительную клубную музыку устраиваются развратные танцы монашек в исподнем, одновременно служащие заставкой как для первой, так и шести последующих серий. При этом в заставке к 6-ому эпизоду выясняется, что аббатиса вполне в курсе происходящего, но мер никаких предпринимать явно не собирается, поскольку и сама не прочь повеселиться…

К слову, это довольно свежая и очень вкусная находка Соррентино – трансформировать, иногда плавно, иногда нет, заставки к эпизодам, при этом мастерски вписывая их в общий сюжет сериала, чем делая их не только его обложкой, но и ещё одним важным элементом повествования, обладающим своими динамикой и развивающейся сюжетной линией.

Можно было бы не уделять столько времени подобному вступлению, хоть и снятому с явной иронией, а также, бесспорно, большим вкусом и эстетикой (впрочем, как и большинство сцен в других лентах Соррентино), но, на наш взгляд, именно оно сразу же даёт понять зрителю, с чем ему предстоит иметь дело на протяжении всего сезона. А дело ему предстоит иметь, как вы уже поняли, преимущественно с эротикой, ну или, в лучшем случае, просто красивыми видами с оригинальным музыкальным сопровождением, на фоне которых зрителю пытаются то ли рекламировать веру и любовь к Богу, то ли уверять в бессмысленности любой веры как таковой, то ли показать необходимость такого института как церковь, то ли вызвать отвращение ко всем её служителям и религии в целом, то ли продемонстрировать все возможные грехи, то ли призвать к покаянию...

В общем – массу всевозможных «то ли», поскольку из-за отвлекающего обилия голых и полуголых мужчин и, особенно, женщин в каждой серии, лицезрение которых не даёт зрителю абсолютно никаких инструментов для раскрытия сути происходящего, а под конец сезона ещё и утомляет и раздражает (по плотности видов голой женской груди на кадр «Новый папа» оставил далеко позади даже «Игру престолов» (2011-2019)), довольно сложно точно интерпретировать, к чему всё-таки больше склоняются сами создатели данного сериала и в чём же была их цель. Показать, насколько порочна (современная) церковь? Что грех – это неотъемлемая составляющая человеческой природы, даже если этот человек посвятил себя служению Богу? Что в Бога не верят даже сами церковники, а лишь делают вид, ради наживы, что всё-таки верят? Или же, наоборот, такое представление изнанки Ватикана своего рода попытка снизить градус придирок к церкви, показав, что и там есть хорошие (правда, увы, в меньшинстве) люди, в меру своих сил и в рамках своего видения борющиеся со злом в разных его проявлениях? Или же главной миссией, не только в «Новом», но и «Молодом папе», было показать, что в церкви служат и идут в монахи отнюдь не ангелы, а такие же слабые перед искушениями, как и мы, люди, а потому в чём-то заслуживающие нашего снисхождения? Вопросов, поднимаемых сериалом, а также к самому сериалу – масса. Не только критики на премьерном показе, но и сами его создатели оказались не в силах ответить на многие из них. Всё вышло как в диалоге между кардиохирургом и Пием XIII в 7-ой серии:

– У меня к вам много вопросов.
– Я разочарую вас: у меня мало ответов.

Не смотря на обилие затронутых в «Новом папе» глобальных тем – о Боге и религии, вере и фанатизме, любви и семье, жизни и смерти, болезнях и несчастьях, насилии и терроризме, и т.д., сам сериал сложно назвать чем-то выдающимся. Да, снят он красиво. Может, даже прекрасно. И дело не только в роскошных интерьерах Ватикана, великолепии церковных облачений и церемоний. Здесь практически в каждой мизансцене отсылка к какому-либо произведению искусства, как из известных, так и не очень, а речи действующих лиц изобилуют цитатами из Писания, художественной литературной классики и фильмов. Герои на мгновения застывают в позах известных скульптур, а сами же являют собой осовремененные версии библейских персонажей. То есть, куда не плюнь – обязательно попадёшь либо в какую-нибудь завуалированную метафору со множеством смыслов, либо в стёб над кем-либо. В «Новом папе» достаточно и искромётного тонкого юмора, правда, некоторые шутки могут быть понятны, видимо, только в кругах католиков, либо же самого режиссёра...

Однако, при всём великолепии “обёртки”, такая важная часть любого художественного произведения, как сюжет, а также некоторые его составляющие – типа главных героев, фабулы и темпоритма – провисают и оказываются словно бы совершенно безразличны для самих авторов сериала.

На сей раз сан папы принимает на себя не один, и даже не два, и, похоже, даже не три, а четыре героя. Однако первого, по сути, правильного в своих лучших устремлениях папу Франциска II (бывший папский исповедник Дон Томмазо) смещают прежде, чем данного персонажа успеваешь осмыслить в качестве папы. Причём, как выясняется, делает это никто иной, как сам святой Ленни, шевельнув большим пальцем прямо в коме, в последующем никак этот поступок не мотивируя. Объяснить такое событие можно, разве что, очередной циничной иронией самого сериала в отношении коррупции и прочего беспредела в церкви – даже Богу оказывается не угоден папа, желающий наставить всех своих подопечных на путь истинный. То есть, таким образом, изменение церкви в лучшую сторону представлено здесь чем-то настолько невозможным, что даже и браться за это не просто бессмысленно – смертельно.

Заместивший его папа Иоан Павел III, он же сэр Джон Брэннокс в исполнении Джона Малковича, оказывается хрупким бывшим панком, согласившимся на должность понтифика только ради встреч со знаменитостями вроде утратившего связь с реальностью Мэрилина Мэнсона и стервозной воительницей за права геев Шэрон Стоун. На деле же данного папу интересует только его хрупкость, из-за чего всего его окружение тоже начинает носиться с этой хрупкостью. Поэтому, когда Пий XIII, наконец, выходит из комы, практически все тут же облегченно забывают про сэра Джона, а он сам облегченно удаляется туда же, откуда и появился. Никакого хоть сколько-нибудь заметного противостояния и борьбы за власть между Брэнноксом и Белардо мы не наблюдаем – только усталый обмен в кулуарах вялыми и настолько глубокомысленными репликами, что, кажется, даже сами папы уже перестали понимать, что они несут.

Однако и третий папа, в исполнении Джуда Лоу, ради которого, можно сказать, все и стали смотреть «Нового папу», и которого так долго ждали, на сей раз оказывается неспособным стать объединяющем стержнем для всех событий этого распадающегося сериала. Да и сам этот персонаж до комы был как-то харизматичнее, свежее и интереснее, от чего лишь возникает горькая мысль, что лучше бы он и не выходил из неё – не было бы такого разочарования.

Четвёртый папа, чьё имя мы сознательно опустим, судя по всему и есть тот самый главный герой, поскольку в новом сезоне чаще всего мы наблюдали именно его и его борьбу, как с сами собой, так и за власть в церкви, именно он пережил в её процессе серьёзную потерю и именно он, в итоге, везде вышел победителем.

Однако до самого финала, пока пазл не собран, всё выглядит так, как будто мы за кем-то грязно подглядываем, а не смотрим цельную историю о

ком- или о чём-либо. То есть сюжет вроде бы и есть, но сумбурный, невнятный и какой-то размазанный. Действие то развивается стремительнее смены кадров, где-то вообще за камерой в воображении режиссёра, то словно бы застывает, держа зрителя n-ное время в скучнейшем ожидании чего бы то ни было – а пока вот пусть утешится очередным ненужным видом голых грудей следующей на очереди героини. В сравнении с этим, любящий разувать своих актрис Квентин Тарантино просто сама невинность... Да, в «Новом папе» мы не увидели только кадров голой груди пожилых исполнительниц. Однако от показа раздетых стариков Соррентино снова не удержался – судя по фильмографии режиссёра, у него явный фетиш сочетать в одном кадре обнажённые молодые женские тела с пожилыми мужскими. Ватикан же, с его рассыпающимися в песок кардиналами и молодыми монашками, очевидно, предоставил ему весьма плодородную почву для подобных фантазий.

Интересно, что «Нового папу», в отличии от «Молодого», разрешили снимать уже непосредственно в Ватикане, однако сериал от этого не только не стал одухотворённее, но, кажется, вообще полностью лишился какой-либо возвышенности. Сердце всего христианского католического мира – Ватикан – здесь предстаёт едва ли не обителью всех возможных пороков. Более не святой дух, но сам дьявол живёт в этих стенах, может быть, даже в образе неожиданно очнувшегося Пия XIII. Не случайно же у него больше не выходят чудеса, в прямом смысле этого слова, однако при этом для большинства он остаётся всё таким же желанным и притягательным в качестве папы и не только… Настолько, что у него даже появляется собственная армия бескомпромиссных фанатиков. К тому же, именно об этом его в лоб спрашивает каждый второй встречный, которому он и сам рад назваться антихристом, а при съемке его крупным планом в облачении понтифика почти всегда обрезана нижняя часть надетого на нём симметричного креста, из-за чего он выглядит перевёрнутым... Такое положение дел тоже вполне объясняет убийство им Франциска II.

Кроме того, в Ватикане теперь что не кардинал, то обязательно педофил, гомосексуалист или извращенец, а если же вдруг исключение – то есть ни то, и ни другое – то тогда просто наркоман, чревоугодник, игрок, интриган, взяточник или барыга. Смиренные же при свете дня монашки, в свободное время бегающие на свидания к нелегальным иммигрантам в ближайший сарай и домогающиеся друг друга, ночами же и вовсе превращаются в растрёпанных ведьм, устраивающих содомические шабаши в поклонение неоновому кресту, зловеще и как-то дьявольски мерцающему во мраке…

Ватикан, да и весь окружающий его мир, как будто оказался объят похотью, не затронувшей лишь единицы, у которых нашлись переживания посильнее. При этом всё вместе это, на фоне обилия надменных и слащавых, не всегда даже логичных, но чрезмерно пафосных и высокопарных речей понтификов и кардиналов, от которых абсолютно ничего не меняется, не решается, да и вообще не происходит, начинает выглядеть не иначе как цирк калек и уродов. Просмотр «Молодого папы» таких ощущений не вызывал. Да, в нём безгрешны были только Блаженная Хуана и Джироламо – юноша с ДЦП. Однако все остальные герои, в итоге, в своих грехах либо раскаялись и отказались от них, либо же очень жестоко за них поплатились. В «Новом папе» же все грешники не только не каются и не караются, но более того – даже вознаграждаются. То ли во вселенной сериала больше не существует никакого возмездия за грехи, то ли вообще самого понятия греха больше не существует. Теперь даже герои, становившиеся на путь благочестия в «Молодом папе», как будто бы с утроенным рвением пустились во все тяжкие, словно бы чуя скорое наступление эпохи полной безнаказанности и вседозволенности.