В какой-то степени 2013 можно назвать юбилейным годом франшизы – с момента появления в прокате первого фильма прошло уже 13 лет. За всё это время в режиссёрском кресле посидели Кинен Айвори Уэйанс (фильмы 1, 2), Дэвид Цукер (фильмы 3, 4) и Малкольм Д. Ли (фильм 5), привнёсшие каждый в своё творение что-то характерно выделяющее его из общего ряда.
Изменения не обошли и актёрский состав: за все пять фильмов на съёмочной площадке побывало несчётное количество актёров – от части к части менялись исполнители не только вторых планов, но и главных ролей. Даже казавшиеся вечными героини Анны Фэрис и Реджины Холл – Синди Кэмпбелл и Бренда Микс – в этот раз уступили своё место новым главным героям – Джоди (Эшли Тисдэйл) и Дэну (Саймон Рекс) Сандерсам. Правда, есть подозрение, что, начиная с этой части, у каждой последующей картины будут новые главные герои, что сделает франшизу бесконечной. При условии, конечно, что последующие части будут. А они будут, так как снимать фильмы ужасов никто прекращать не собирается,
Помимо существенных перемен в актёрском составе, «Очень страшное кино 5» отличилось использованием нового художественного средства пародийного жанра – введением камео. Сыграли самих себя Линдсей Лохан, Чарли Шин, Майк Тайсон, Мак Миллер, Снуп Дог и др.
Почвой для высмеивания на этот раз стали «Паранормальное явление 4», «Мама», «Черный лебедь», «Восстание планеты обезьян», «Синистер», «Зловещие мертвецы», «Начало», «Пятьдесят оттенков серого» и т.д.
Такое огромное количество фильмов наложило соответствующий отпечаток абсурдности на сюжет, который кратко можно представить следующим образом: Чарли Шин снимает хоум-видео с Линдсей Лохан, но, к сожалению, в Линдсей вселяется злой дух, и все умирают. Дети Чарли Шина оказываются пропавшими без вести, но спустя полгода их находят крадущие каннабис Снуп Дог и Мак Миллер. Детишки попадают в реабилитационный центр, откуда их забирает не самого благополучного вида семья – Джоди и Дэн Сандерсы. Но малышей паре отдают только при условии, что они поселятся в утыканном камерами доме, в котором, ясное дело, происходит какая-то чертовщина. Чтобы найти с детьми общий язык, Джоди записывается на балет и тут же забивает на детей, которые и без неё неплохо проводят время, общаясь с некой Мамой и играя в куклы из экскрементов и пытки. Дэн, пытаясь обеспечить семью, ставит опыты на гориллах, но эксперимент складывается не лучшим образом. А в доме по-прежнему сгущаются силы мрака, с которыми не могут справиться ни экономка Мария, отрывающая ради спасения семьи головы петухам, ни приглашённый медиум. Что-то прояснить удаётся только с помощью извлекателя снов Дома Колба. Разобраться с силами зла героям помогают циничная Кендра (подруга-соперница Джоди) и горилла Цезарь, подопытный Дэна, оказывающийся гораздо умнее своего создателя. Несмотря на все попытки героев, всё заканчивается хэппи-эндом. Вернее, так кажется зрителю до конца титров.
Будет неправдой сказать, что все сюжеты спародированных фильмов образовали гармоничное единство. Логические переходы от одного к другому в большинстве случаев попросту отсутствуют – связи зрителю приходится домысливать самостоятельно.
Несмотря на всю абсурдность, фильм вскрывает извечные общественные проблемы – расизма, воспитания детей в приёмных семьях, религиозной терпимости, невежественности и коррумпированности.
Но самое важное, что становится очевидным на примере данного киношедевра – все несчастья с людьми происходят от их собственного идиотизма.
Пожалуй, это первый из всех фильмов франшизы, который оправдывает такую часть своего названия, как «страшное кино» - сцену, пародирующую «Зловещих мертвецов», лучше не смотреть брезгливым и слабонервным. Впрочем, слабонервным вообще лучше не смотреть «Очень страшное кино 5» из-за эпизодов насилия над детьми.
Пятая часть «единственной в мире пародии, имеющей пародии» в целом получилась неплохим фильмом. Нельзя сказать, чтобы картина оправдывала ожидания. Нет. Она их превзошла – по сравнению с откровенно скучноватыми 3 и 4 частями, 5 фильм получился динамичным и действительно смешным. Хотя юмор, понятно дело, специфический – отнюдь не чёрный, а нижепоясный и про фекалии. Но в том и проявилось умение съёмочной группы – пошутить на давно изъезженные темы так, что бы зрителям не было стыдно за шутников, а было бы просто смешно.