Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

ОЛЯ Ч.: «Когда есть музыка – расстояний нет»

Дата:

«А я Ч. – человек», - поет Оля в одной из песен с дебютного альбома «Сердце слева». В этих простых словах скрыта глубокая мысль. О том, что каждый – целая вселенная. В своей музыке она максимально раскрывает свою собственную, сотканную из разных звуков, жанров, эмоций, особенную, но в которой любой, кто чувствует тонко и чутко, может услышать нечто близкое себе. Когда проект родился на свет, все звезды совпали. За время его существования Оля Ч. успела не только выпустить пластинку, но и дать несколько ярких сольных концертов, очаровать лидера группы Therr Maitz Антона Беляева песней «Гений сомнений» на отборочном туре телеконкурса и фронтмена Vacuum Маттиаса Линдблума исполнением старой греческой колыбельной в проекте «Сказки на дому», выступить на крупнейшем онлайн-марафоне «Я буду ждать свою музыку», на международном World Online Festival, сыграть с завязанными глазами в рамках акции «Концерты в темноте» и сделать еще много всего интересного. Ученица легенды советского джаза и солистки оркестра Олега Лундстрема Галины Филатовой уверена, что главное – не останавливаться и слушать свое сердце.

0 фото к материалу ОЛЯ Ч    Когда есть музыка   расстояний нет 1 фото к материалу ОЛЯ Ч    Когда есть музыка   расстояний нет 2 фото к материалу ОЛЯ Ч    Когда есть музыка   расстояний нет 3 фото к материалу ОЛЯ Ч    Когда есть музыка   расстояний нет 4 фото к материалу ОЛЯ Ч    Когда есть музыка   расстояний нет 5 фото к материалу ОЛЯ Ч    Когда есть музыка   расстояний нет 6 фото к материалу ОЛЯ Ч    Когда есть музыка   расстояний нет

Оля, как родилось определение твоего стиля - поп-андеграунд, и что оно отражает?

Я бы разделила его на 2 важные части. Первая - «поп». Мне, конечно, хочется, чтобы моя музыка была популярна, а точнее - услышана, нужна. Ну и без «андеграунда» никак - всё же то, что я создаю, достаточно образно, не совсем в мейнстриме. Кажется, это определение впервые прозвучало на одной из студийных сессий во время записи моего альбома. Мы писали партии музыкантов, искали звук, а нашли ещё и новый стиль: «Поп-андерграунд - точно!». Для меня оно отражает поиск пути и движение по нему вне каких-либо внешних рамок. Они могут быть заданы только границами внутреннего мира, моего личного устройства. По моим ощущениям, музыка шире любых правил и определений. Ведь в чистом виде разделения на жанры уже и не существует, все эти попытки разложить все по полочкам абсолютно относительны. Да, размещая альбом на цифровых площадках, артист должен определить его стиль, чтобы аудитория могла хоть как-то сориентироваться и найти то, что ищет. Но я сама как слушатель, например, давно не пользуюсь таким жанровым поиском, понимая, что тем самым могу лишь ограничить себя, пропустить что-то интересное и важное. В одной пластинке могут ужиться даже самые полярные средства выразительности. Такая порой неосознанная мультижанровость ярко проявляется, например, на джазовых фестивалях. В их лайнапе сегодня можно увидеть не только команды, исполняющие джаз, блюз, но и представителей электронной сцены, рок-артистов и так далее. Это, скорее, вопрос внутреннего выбора - кто ты и в какую сторону идёшь.

Ты помнишь самую первую песню, которую ты написала?

В детстве я сочиняла стихи. У меня был большой зелёный блокнот - что-то вроде дневника, куда я частенько записывала мысли вслух. Мелодии жили своей жизнью, и я не придавала значения тому, что напеваю себе под нос. Сегодня на смену дневнику пришёл телефонный диктофон, и в нем роятся мелодии, слова, ощущения. В студенчестве я писала тексты и музыку для своего питерского проекта, но всё это были отдельные элементы целого, тогда еще достаточно разрозненные. Первая настоящая встреча текста с музыкой произошла в момент создания песни «Гений сомнений», которая вошла в состав пластинки «Сердце слева». Может, поэтому я ей особенно дорожу.

Музыка для тебя - это продолжение традиций или создание того, чего еще не было раньше?

Если смотреть широким взглядом, каждый человек - целая система традиций и ценностей - семейных, духовных, социальных, культурных... Конечно, в моей музыке, как и во мне самой, они звучат, отзываются. Но мне близок взгляд на традиции в искусстве как на фактор развития, на возможность создания чего-то абсолютно нового.

Ты выступаешь в разных составах. Расскажи о них подробнее. Влияет ли состав на атмосферу концерта, твое ощущение себя на сцене?

Безусловно, состав играет важную роль. Для меня музыканты, выходящие на сцену, - не инструментальное сопровождение. Это единомышленники, разделяющие твои художественные ценности, команда, создающая вместе с тобой музыку в моменте. Моя dream team - классическая четверка и струнный квартет. В таком составе мы презентовали альбом «Сердце слева» и сыграли несколько клубных концертов. Я чувствую, что мои мысли звучат именно так. Первый сольный концерт в Москве мы сыграли расширенным составом - с духовой секцией, но, конечно, такие выступления случаются не так часто. Иногда мы играет вчетвером, иногда я аккомпанирую себе сама. Ламповые, акустические концерты в период самоизоляции стали особенно актуальны.

Каким ты видишь свой самый идеальный концерт?

В такой период, как сейчас, любой ближайший сольный офлайн я бы назвала идеальным. Я безумно соскучилась по сцене и живому общению с публикой! А вообще, уже несколько лет я мечтаю устроить концерт для своих музыкантов. Для тех, кого я чувствую спиной и всем сердцем. Я хочу спеть не с ними, а для них и только. Наверно, это будет что-то камерное, акустическое и точно очень личное. На самом деле я, конечно, всегда пою и для них. Просто мы не так часто встречаемся глазами (улыбается).

Ты сама пишешь и исполняешь свои песни, но бывают случаи, когда соприкасаешься и с творчеством других авторов. В театре, когда актер работает над ролью, режиссер говорит, что он должен «присвоить» роль. Насколько важно тебе в этой ситуации «присвоить» композицию, пропустить ее через себя?

Песня - это всегда что-то очень личное, это мысль. И я пробую к ней прикоснуться, услышать, найти эмоциональные точки соприкосновения. Меня может тронуть буквально один аккорд, или слово, или интонация. Я не столько ищу в песне тайники автора, сколько себя. Недавно мне посчастливилось исполнить греческую колыбельную «Nanourisma» для проекта «Сказки на дому». Я выбрала ее, услышав одно только начало - трогательное, нежное, пронзительное, а когда нашла перевод, только утвердилась в своём желании создать свою версию этой удивительной песни. Всё случилось.

Идеи своих песен ты находишь только внутри себя, или порой что-то резонирует во внешнем мире?

Идеи застают меня там, где им вздумается. Часто - за рулем или в такси. Спасибо главным хранителям моих будущих песен - диктофону и заметкам в телефоне. Так, на заднем сидении такси по дороге на вокзал я записала почти весь текст песни «Береги свет». Мне всегда нравилось разглядывать световые блики на окнах во время дождя. В этой нечёткой картинке я отчетливо увидела то, что происходило на тот момент в моей жизни. Первый куплет песни «Ч.» долго ждал меня, притворившись надписью под фото в Instagram. Я выложила фото после премьеры спектакля «Саундтрек» своего педагога по сценическому мастерству А.А. Щукина и сопроводила возникшими в голове строчками. Отрывки композиций «На полях» и «Утром мы совсем другие» зазвучали у меня в голове во время путешествия по волшебному Сирмионе в Италии, а недостающие части - в горах Грузии и уже дома на кухне - в Москве. «Сердце слева» застучало благодаря одному питерскому мальчику, смотревшему на меня сквозь стекло. Мне сложно объяснить траекторию вдохновения - куда, когда и как оно приходит. Иногда мне очень нужно побыть с собой наедине, а иногда - устроить каникулы от самой себя.

Карантин для тебя стал временем остановки или внутреннего движения в каком-то новом для себя направлении?

Это непростое, странное, действительно тревожное время вопреки всему зазвучало. В одном из интервью мне задали вопрос: «Ольга, посоветуйте, пожалуйста, чем заняться на карантине - может быть, фильмы посмотреть, почитать книги?». Помню, тогда поймала себя на мысли, что мне приходит в голову одно - заняться своим делом. В той степени, в которой это возможно. Только это может по-настоящему поддержать. И как классно, что было, чем заниматься! Это участие с акустической программой в онлайн-марафоне #ябудуждатьсвоюмузыку, сольник в рамках международного онлайн-фестиваля, запись греческой колыбельной для проекта «Сказки на дому», исполнение «Питера» с завязанными глазами для «Концертов в темноте», ряд увлекательных онлайн-интервью, в том числе в прямом эфире – например, интереснейший стрим с ведущим радио «Маяк» Андреем Будбергом. Когда есть музыка - расстояний нет: теперь я знаю точно.

Ты целеустремленный человек, и многие факты из твоей творческой биографии доказывают это. Какую цель ты видишь перед собой сейчас?

Я хочу быть услышана. Поэтому главная цель - выход к своей аудитории. В рамках фестивалей, концертов, интервью, встреч, новых релизов. Нам пора познакомиться поближе (смеется).

Тебе важнее результат или процесс?

Помню, раньше, приезжая на какой-либо международный вокальный конкурс, участник должен был заполнить анкету, и в ней всегда присутствовал классический вопрос - «ваш девиз». Мой ответ тогда был такой: «Работа на результат». Сейчас он вызывает у меня улыбку. Я достаточно требовательна к себе и мне, безусловно, важно, что будет на выходе - например, в процессе звукозаписи. Но сегодня для меня процесс равно результат, это возможность работать с удивительными музыкантами, расти, реализовывать свои идеи, ошибаться, выбирать. Всё это такой же, возможно, даже более ценный результат моей работы.

Интересны ли тебе коллаборации с творческими людьми из других сфер - режиссерами, художниками, актерами? Какими ты их видишь?

О, да! Буквально на днях в одном интервью услышала цитату актера, театрального педагога и режиссёра Михаила Чехова: «Любое искусство пытается быть похожим на музыку». Звучать! Я всегда чувствовала, что музыку можно увидеть - не только мысленно, но и зрительно - в пластике рук, в цветовом решении, в сюжетной линии. Искусство парфюмерии, например, вообще использует музыкальные термины - ноты, композиция, аккорды. Неслучайно есть выражение «послушать аромат». Мне это бесконечного интересно! Поэтому я вижу разные формы таких коллабораций - от сочинения музыки для кино до непосредственного участия в спектакле, от арт-перформанса, в процессе которого во время концерта рождаются картины, до создания нового аромата.

В чем ты видишь главную задачу артиста, свою миссию?

Я ищу ответ на этот вопрос. Мне вообще близка мысль о том, что музыка создаётся для людей, задающих вопросы. Я живу. Занимаюсь тем, чем просто не могу не заниматься.