На сравнительно небольшом пространстве музея рассказана история перформанса на протяжении ста лет, начиная с 1911 года. Это результаты первого крупного исследования данного направления, начиная с эпохи авангарда и заканчивая радикальными акциями современности. Несмотря на то, что в брошюре написано, что экспозиция построена по хронологическому принципу, он кое-где нарушается и из-за этого смазывается восприятие. Из 1920-х ты вдруг можно попасть в 1930-е, а на следующем экспонате вернуться обратно.
Начиная со стихов Маяковского, мы плавными дугами движемся вперед, проходя наброски Казимира Малевича, Дмитрия Пригова, групп «Гнездо» и «Мухомор», Олега Кулика, общества «Радек» и многих-многих других. Наконец, в конце, мы словно достигаем кульминации современности: прямо перед выходом с экспозиции, на темной стене, подсвеченная ярким светом будто изнутри, висит фотография Pussy Riot.
Выставка выстроена в два этажа, с темными переходами, крутыми и плавными подъемами и закрученными лестницами. Заходя в каждый новый зал, ты словно попадаешь в новый мир, со своей необычной атмосферой, музыкой, светом. Иногда пугающе странно видеть в этих разных мирах одних и тех же людей, следующих за тобой и наблюдающих всю ту историю, что сейчас смотрел ты.
История непонятного, то быстроразвивающегося, то затухающего перформативного искусства завораживает, некоторые работы шокируют, а некоторые заставляют задуматься. Экспозиция построена на принципе удивления, каждый шаг - что-то новое. Входишь/поднимаешься/спускаешься в очередной зал и видишь старый телевизор среди новых экранов, или круглые большие шары-лица, или макеты закрученных в изоленту людей.
Вот так, зайдя за новый поворот, я вдруг оказалась в черном коридоре и увидела большой экран, транслирующий работу Полины Канис 2013 года. Полина забиралась и падала с лошади, снова забиралась и снова валилась с нее. С потолка посередине коридора свисали двое больших наушников, я подошла и стала слушать. Это было удивительно: звук удара при падении и тихое «оп», когда Полина заскакивала на лошадь. Рядом висела ее же фоторабота «Новый флаг». Берем все новые вершины.
И вот так, от одной работы к другой, под конец слабо кружится в голове. И ты понимаешь: слишком много. Да, слишком много работ, текстов, информации, слишком много долгих видео, музыки и звуков. И очень жаль, что ты не можешь заставить себя остановиться на чем-то, что тебя очень заинтересовало, будь то видео или картина. Тебя словно несет волной по течению дальше. Ведь ты знаешь, там, дальше будет что-то еще и тебе интересно скорее узнать что. По моим подсчетам, чтобы полностью увидеть все представленные экспонаты, нужно потратить на посещение данной выставки полдня, примерно 6-7 часов.
Наряду с относительно хронологическим маршрутом выставки, кураторы проекта создали еще несколько маршрутов, которые доступны пользователям в бесплатном приложении на своем телефоне. Каждое произведение экспозиции маркировано специальным тегом, который указывает на связь работы с одним из маршрутов выставки: «Костюм», «Пейзаж», «Лозунг», «Интерактивный объект» и другие.
Выставка «Перформанс в России: картография истории» открыта до 5 декабря 2014 года.