В 1995 году фильм Бойла произвел самую настоящую революцию среди молодежи, изменил взгляды на жизнь довольно многих людей. Он оказался невероятно актуальным не только в Шотландии: по всему миру многие молодые люди не были уверены в своем будущем. Поэтому «Выбирать жизнь», как гласил девиз главной британской социальной рекламы против наркотиков в те времена, для них оказалось куда сложнее, нежели опуститься на самое социальное дно, о подъеме с которого, как показывают оба фильма Бойла, некоторые из них могли и не мечтать. C одной стороны, лучшей антирекламы наркотиков и придумать было нельзя. Однако сами персонажи за кадром отмечают, что будни обычного человека не сравнятся с жизнью наркомана, потому что те мечутся между двумя критическими состояниями, то поднимаясь к ангелам в рай, то опускаясь на самый последний круг ада. К тому же, их рай сильно отличался от рая обывателя, ведь героиновый кайф для персонажей был лучше даже тысячи самых крутых оргазмов.
В «Т2 Трейнспоттинг» речь пойдет совершенно о другом: персонажи там «вмазываются» всего один раз, чтобы вспомнить молодость и найти первоисточник, причину своих последующих поступков. Но они уже не те молодые и бесшабашные – это взрослые сорокалетние лбы, которые, к счастью или к сожалению, остались в душе эдакими матерыми школьниками. Жизнь серьезно потрепала каждого из четверки, однако безумные идеи все еще бьют фонтаном, фантазии кажутся наивными и нереалистичными, а азарт и задор, с которым герои решаются на криминал, заставляет в действительности поверить в их ребячество.
Спустя двадцать лет после событий оригинального фильма
Марк Рентон возвращается назад в Эдинбург. Карьера бухгалтера в
Амстердаме не удалась, да и жена за долгие годы брака успела выесть весь мозг
отсутствием детей, поэтому для героя возвращение в город юности становится
единственным выбором. Там он встречает старых друзей. Саймона “Психа” Уильямсона, который
теперь перешел на кокаин и управляет пабом, а в оставшееся свободное время на
пару с болгарской проституткой Вероникой шантажирует наивных бизнесменов.
Дениэла “Кочерыжку” Мерфи, который стал отцом, но так и не слез с героина. И Фрэнка
“Франко” Бегби, который остался таким же поехавшим психопатом и
пытается приобщить сына к семейному воровскому бизнесу. Вместе приятели решают
вспомнить старые приключения и превратить запущенный паб Саймона в
элитную сауну-бордель, попутно стараясь избежать встреч с Бегби, у
которого остались старые счеты с Рентоном.
Фильм взял за основу роман продолжение «На игле» –«Порно». Но если вы ждете последовательную экранизацию этой книги, спешу вас разочаровать. Нет, в фильме, конечно, есть сцены и моменты из романа – но они лишь капля в море. Бойл пошел по правильному пути: взял самое лучшее из произведения и соотнес с современными тенденциями. Криминальной сюжетной линии, как, впрочем, и романтической, уделяется довольно мало времени, но это практически не портит картину.
Главной проблемой персонажей является то, что даже тем, кто слез с иглы, жизнь
не предоставила новых шансов, не позволила увидеть мир в другом свете и не
подарила уйму возможностей. Рекламщики пропагандировавшие здоровый образ жизни
забыли об этом упомянуть, позволяя уже бывшим наркоманам жалко влачить свое
существование обычного среднестатистического человека с его скучной
действительностью и отсутствием перспектив. Внезапно оказалось, что неважно,
кто ты: обыватель, алкоголик или наркоман. Жизнь будет жестока к тебе в
одинаковой мере, просто наличие вредной привычки, которая, к тому же, убивает
тебя, помогает, на самом деле, по-настоящему наслаждаться происходящим. Наркотики
герои в новом фильме заменяют абсурдной идеей поднятия бизнеса одного из своих
друзей, ведь за предвкушением чего-то большего и пусть даже неидеальными
планами и мечтами ты не видишь серой реальности.
Этот фильм, в первую очередь, о ностальгии. Однако, когда герои пытаются вспомнить что-то хорошее в своем прошлом, им на ум приходит лишь то, о чем нормальные люди пытаются забыть: смерть их друга, смерть сына Саймона в младенчестве, первая доза, тюремные отсидки. И только Бегби находит в них что-то хорошее, недаром он психопат, пока все остальные печально провожают в памяти свои «лучшие» годы. Суть же картины не в психоделичности, а в ностальгии по былым героиновым денькам, которая все еще гложет сердца главных героев, в мечтах о несбывшемся, в потерянных возможностях, нереализованных шансах.
После фильма остаются весьма двоякие эмоции. С одной стороны, ты рад, что все так хорошо закончилось, с другой, та тоска по прошлому и бесцельность бытия героев, которые выбрали скорее существование, а не жизнь, остается с тобой надолго.Молодость, как и молодые герои во флешбеках, пробегают мимо тебя, а все что остается – страдать по упущенным возможностям. Они не повзрослели, оставшись мальчишками в телах постаревших наркоманов, и уж точно не научились не наступать на те же самые грабли. Единственный персонаж, который понимает всю бесцельность существования - это Кочерыжка. Но он выбирает смотреть на мир через желтые очки, потому что если ты уж и выбрал в последний момент жизнь, то будь добр ей радоваться, несмотря на то, что все осталось по-прежнему.
Визуальные эффекты, за которые мы так любим фильмы Бойла, идеально подобранный саундтрек, сцены насилия и употребления наркотиков, которые уже не показываются крупным – все это главные компоненты непревзойденного в своей шокирующей и увлекающей манере зрелища, которым является «Т2 Трейнспоттинг».
«Т2 Трейнспоттинг», хоть и развивается по собственному сценарию, не паразитируя на оригинале, повествует не о тех, кто бросил вызов действительности, предпочитая социальное дно удобному мягкому дивану и телевизору в пол стены, а о неудачниках, которые, тем не менее, изо всех сил пытаются бороться с естественным ходом вещей. Несмотря на деструктивное ощущение и тяжелый гнет безнадежности, остающиеся после фильма, сиквел может дать фору не только многим известным продолжениям фильмов в русском прокате, но и Голливуду с его бесконечным конвейерным производством