Счастливчика, попавшего в июне из Москвы в Воронеж, удивит кипение творческой энергии в регионе. Но пусть столичный хипстер не слишком обольщается: городом-сказкой, городом-мечтой здешние окрестности становятся в основном в первую половину июня (2.06-14.06), когда в них бушует жёлтая стихия международного Платоновского фестиваля искусств.
Один из главных многожанровых фестивалей страны, Платоновский появился не так давно, в 2011, благодаря худруку местного Камерного театра Михаилу Бычкову и чудно интеллигентному и прогрессивному губернатору Алексею Гордееву. С полной программой ежегодного форума из спектаклей, концертов, выставок и литературных мероприятий, перформансов, мастер-классов, вечеринок и карнавального уличного шествия, вы можете познакомиться на официальном сайте.
Ну а мы расскажем лишь о маленьком кусочке этого великолепия. Да, уже можно начинать завидовать: корреспонденту ГБР удалось провести полдня на "Музыке мира в Белом колодце" – самом живописном из музыкальных событий фестиваля.
Под открытым небом, на фоне фантастических лунных пейзажей, меломанов ждал праздник этно-музыки. Настроение, несмотря на пасмурную погоду, было самым что ни на есть танцевальным. Плясали и под традиционные саамские песни норвежцев Arvvas, и под африканский фолк Соны Джобартэ. Эта гамбийка является представительницей одной из пяти семей гриотов, обитающих в Западной Африке. Только у этих ребят на планете есть право извлекать звуки из уникального щипкового инструмента, коры – 21-струнной арфы, считающейся королевой африканской музыки.
На радость феминисткам всего мира, Сона Джобартэ стала первой женщиной в истории, которой было позволено освоить это мастерство. Благодаря ей, кора теперь звучит по всему свету и уже дает свои культурные всходы. Несмотря на постоянные путешествия, учёбу и работу в Лондоне и прочие приметы космополитизма, исполнительница хорошо помнит про свои корни. Самый проникновенный её трек, клип на который вы можете найти на просторах YouTube, посвящён родной стране, Гамбии.
Вечером в меловом карьере танцевали под исландский инди-поп Hjaltalin и даже под горловое пение и электронщину от парижской японки Майи Бару. И знаете, необычная дискотека на пляже с видом на свинцовые озера и белые скалы заслуживала того, чтобы потерпеть несколько мокрых капель на лице – дождик в итоге оказался совсем не страшным.
Вкусный и доступный фудкорт поддерживал силы гостей блюдами из фермерских продуктов. Кормили бургерами из всех сортов мяса, сытными блинами, стейками ресторанного качества и совсем нересторанных, по московским меркам, цен. Особенной популярностью пользовался "согревающий чай" и глинтвейн (безалкогольный) – как мне объяснила бесхитростная официантка, первый настаивается на целебных травках, а второй, по сути, обычный виноградный сок. Да, алкоголь на этом празднике жизни явно был бы лишним – хорошо, что его и не было.
Людям обеспечили чувство полной безопасности и комфорта. Многие приезжали в Белый колодец отдохнуть всей семьей, вместе с детьми, которые тоже находили, и подо что поплясать, и на что посмотреть. Взрослые тем временем стелили пледы прямо на песке, ставили зонтики, организовывали пикник… Закончилось family-friendly шоу уже в ночи – красочным видеомэппингом на природных ландшафтах и фейерверком.
На других концертных площадках Воронежа можно было вживую услышать других фольклористов. Например, коллектив Хидэ-Хиде из Японии. Трио исполнило сочинения Бородина, Рахманинова, Генделя, Грига и Таривердиева на фортепиано и традиционных инструментах: сямисэнэ и сякухате (чем-то вроде лютни и бамбуковой флейты). А испанская Bacelona Gipsy Balkan Orchestra, в рамках той же "Музыки мира", познакомила слушателей с клезмерскими мотивами, цыганским джазом и свингом, напомнившим о безудержном рок-н-ролле Gogol Bordello. Концерт испанцев проходил в парке Рамонского замка. Кирпичная неоготика Дворца Ольденбургских, потихоньку возвращающаяся в ходе реконструкции из небытия, говорят, придавала концерту особое обаяние. Автору этих строк, к сожалению, без маховика времени было не под силу в этом убедиться.
Очевидно, что с той же любовью, с которой организаторы отбирают для приглашения в Воронеж этнические коллективы, они относятся и к своей национальной культуре. Иначе было бы просто невозможно поднять такую махину, как Платоновский. Просветительский по своему духу фестиваль выполняет особую, но не особо секретную, миссию – воскрешает литературное слово Андрея Платонова (1899-1951), всё ещё царапающее слух читателя своей бескомпромиссностью и новизной. Гениального русского модерниста Иосиф Бродский сопоставлял по масштабу с Джойсом, Кафкой, Беккетом... Его прозу переносят на язык театра: в этом году воронежцы увидели четыре спектакля по Платонову из Белоруссии, Польши и России ("Странники. Рассказы" из питерского Театра им. Ленсовета и авангардную оперу "Родина электричества" из Воронежского театра оперы и балета). В литературной части программы ежегодно поводят презентации книг о русском классике и читают любимые произведения в формате "открытого микрофона".
А теперь признайтесь честно, много ли вы в своей жизни смаковали прозу Платонова? Когда соберётесь следующим летом в Воронеж, не забудьте прокачать навык.