Первый рекламный трейлер проекта толком никак не раскрывал сюжет «Притяжения», был скуп на события в целом и являлся квинтэссенцией всех клише зарубежного кино. Впоследствии он вызвал негодование со стороны интернет-пользователей, которые заочно (уже по привычке) похоронили картину, явно предвкушая ее будущий провал. Бондарчук изначально выбрал путь строжайшей секретности, чтобы сохранить интригу фильма до самого конца: рекламная кампания была не обширнее, чем у фильма «Взломать блоггеров». И такая серьезная конспирация прекрасно удалась команде, принеся фильму звание самого таинственного проекта года.
Все, что нам становится известно из трейлера: на окраину Москвы падает космический корабль, за которым тянется шлейф разрушений и смертей, а группа молодых людей, предположительно, главных героев, в лучших традициях «Дня независимости» пытается прогнать пришельцев из родного района. Но все оказалось не совсем так.
Основной сюжет фильма повествует о том, что инопланетяне вовсе не хотят захватить Землю: российские воздушно-космические войска сбивают корабль случайно, думая, что это очередные «нападки запада», который посягает на территорию нашего государства, и пришельцы оказываются в Чертаново вынужденно. Район после падения корабля начинают оцеплять войска и полиция, вводится чрезвычайное положение, что не слишком радует местных жителей, а пришельцев – и подавно. Крупные существа, тела которых, кажется, покрывает одна сплошная броня, не пытаются как-либо выйти на контакт с местными жителями, однако и к насилию не прибегают. Затянувшееся молчание пришельцев вызывает бунт среди молодежи – и компания юных максималистов проникает за черту карантина, чтобы навести в разрушенном Чертаново свои порядки. Однако оказывается, что инопланетяне в подобных ситуациях бывают куда гуманнее простых людей – порой настолько, что начинаешь сомневаться, кто тут настоящий враг и агрессор.
Идея представления инопланетян в роли не столько захватчиков, сколько просто соседей по галактике, не желающих навредить, не является такой уж новой. В этом году с этой идеей в прокат уже вышла картина «Прибытие», сюжет которой также вертится вокруг поиска контакта между человеческим и инопланетным разумом (а также тем, насколько же правда в СМИ может отличаться от правды истинной).
Несмотря на то, что «Притяжение» больше молодежная кинолента и излишне глубокого посыла в себе не несет, в некоторых местах сюжет этих фильмов перекликается.
В роли Луизы Бэнкс тут с дипломатической миссией выступает героиня Ирины Старшенбаум – школьница Юля искренне пытается помочь симпатичному пришельцу, которого играет Риналь Мухаметов. Его образ, на самом деле, воплощает в себе все те черты идеального объекта для ненависти обычного жителя московских окраин: он выглядит как «приезжий», да к тому же еще и на хипстера похож. Несмотря на боль утраты (лучшая подруга Юлии погибает при посадке космического корабля), девушка не видит в пришельце монстра или настоящего убийцу –она проявляет такое несвойственное людям сочувствие, отсутствие которого, к слову, после событий первых минут фильма подготавливает почву для межрасового конфликта, сопровождающегося типичными лозунгами «Земля для землян». По сути, весь фильм – сплошная аллюзия на нынешнее положение вещей во все той же Москве: коренные жители также протестуют против мигрантов, позволяя расизму и межнациональной розни разгораться с новой силой.
Правительство не знает, чего ожидать от внеземных гостей, однако оно не стремится наладить общение с иными, отличающимися формами жизни, которые не успели ничего толком и сделать на Земле, сразу же предпочитая превратить их в глазах масс во врагов, в захватчиков, агрессоров и монстров. Стадные инстинкты общества и вера в избитые и не перекликающиеся с реальностью лозунги и мечты превращают людей в фильме в настоящих чудовищ и дикарей, показывая таким образом всю человеческую изнанку. Тут есть и страх, и гнев, и ненависть, и неприятие к чему-то такому, что выходит за рамки обыденности, что немного отличается от всего привычного. Тем не менее, на первый план в картине, все же, выходит история любви, похожая на Шекспировские трагедии – он, она и весь мир против.
Возможно, фильм при первом просмотре “заходит” зрителю благодаря притоку свежей крови: Федор Бондарчук расстался со своей старой командой и нанял молодых перспективных специалистов, чтобы идти в ногу со временем, ведь, как известно, хоть молодость и не гарантия свежих решений, но и возраст не гарантия эффективности. На экране в ролях главных героев мы также видим отнюдь не приевшиеся лица: набирающий популярность Александр Петров умудрился показать новые грани безумия, блестяще отчаянно отыгрывая своего персонажа. Ирина Старшенбаум хоть и не могла похвастаться дипломом о полученном актерском образовании, но сражалась до последнего и не уступила своим коллегам: ее отдача в кадре впечатляла, и яркая игра порой позволяла даже закрыть глаза на переигрывание. Риналь Мухаметов будучи главной загадкой фильма, оказался для зрителей самым настоящим подарком. Его милый, обаятельный герой порой чуть ли не вытаскивает всю картину на себе.
Идти или не идти на фильм – решать вам. Если идете в кинотеатр с чувством “ого очередной провал”, то ваши надежды не оправдаются – «Притяжение», по тем же Голливудским меркам, получилось настолько “средним” насколько возможно. История банальна, а все эти спецэффекты вы уже и у Нолана с Беем видели. Однако, с учетом того, что фильмы для молодой аудитории, да еще и про инопланетян для России в новинку, фильму стоит дать шанс. По крайней мере, отдохнуть и расслабиться в кинотеатре вы точно сможете.