Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

Птица невысокого полета

Дата: | Авторы:

В Российских кинотеатрах 12 сентября вышла экранизация культового романа американской писательницы Донны Тартт «Щегол». Роман принес скромной американской писательнице мировую славу. Мастерски прописанная история, покорившая сердца миллионов, снискала уважение и среди критиков: она настолько пришлась им по вкусу, что была удостоена самой главной литературной награды – Пулитцевской премии. Книга о потере, взрослении и силе искусства оказалась бестселлером десятилетия, так что воплощение романа на экране ждали с большим нетерпением.

0 фото к материалу Птица невысокого полета1 фото к материалу Птица невысокого полета2 фото к материалу Птица невысокого полета3 фото к материалу Птица невысокого полета4 фото к материалу Птица невысокого полета5 фото к материалу Птица невысокого полета6 фото к материалу Птица невысокого полета7 фото к материалу Птица невысокого полета8 фото к материалу Птица невысокого полета

В центре сюжета – настоящая драма: в результате теракта в Метрополитан музее, юный Тео теряет маму. Пытаясь выбраться из завалов, он встречает умирающего посетителя, который передает ему кольцо и картину Карла Фабрициуса «Щегол» с напутствием хранить эти вещи. Напуганный и опустошенный ребенок принимает эти реликвии, приводя в действие цепочку событий, напрямую и косвенно связанных с произведением искусства. На протяжении всего романа мы наблюдаем за тем, как взрослеющий Тео проносит тяжелый горестный груз сквозь каждое мгновение своего существования: его жизнь была непредсказуемой, но чувство потери и внутренняя травма сквозили во всех его поступках, словах или мыслях. 

История трагедии, непоправимой утраты и бессмертия настоящей красоты – истинной и уникальной, заняла 800 страниц машинописного текста. Сколько времени понадобилось сценаристам и режиссерам, чтобы превратить ее в бледную тень самой себя, но уже перед лицом массового зрителя? Всего два с половиной часа. Фильм отвечает всем Оскаровским правилам: актуальные для наградного сезона проблемы затронуты, талантливейшие знаменитые актеры приглашены, нашумевший в свое время первоисточник в основу положен. В чем же тогда его главная проблема? Ответ лежит на поверхности - вместе с характерами персонажей и сюжетным обоснованием: в излишней человеческой прагматичности. «Щегол», под стать одноименной птице, яркий представитель современной классики. Его сюжет многогранен, наполнен смыслом и колоритом. Однако Питер Строхан, почти единолично занимавшийся адаптацией романа для больших экранов, вместе с режиссером Джоном Краули и близко не смогли передать все то богатство эмоциональных красок, которое позволило миллионам читателей по всему миру искренне полюбить историю Донны Тартт. Сама писательница в процесс создания фильма вовлечена не была: это чудовищное упущение заставило жалеть не только зрителей в кинотеатрах, но и ее собственного агента, который сейчас уже носит статус «бывшего». Именно это и не позволило талантливому Строхану творчески поработать над сценарием картины: сухой почтительный пересказ некогда мощной истории, отличающийся от выжимок из Википедии разве что анимированной картинкой, - вот и все, чем приходится зрителю довольствоваться сейчас. 

Сюжет, форсированный, но не скачущий, совершенно не запоминается: герои, глубокие и многогранные, удостаиваются лишь беглого взгляда – их души пусты, ведь конфликты, обладавшие на страницах книги большой силой, затрагиваются мельком и остаются в зачатках. Персонажей на экране не спасает даже хорошая игра их актеров: лишь контраст на фоне обычных ролей позволяет выделить из всей массы именитых актеров Сару Полсон и Финна Вулфарда. Кажется, что никто не способен затмить на экране ветреную коварную мачеху, приторговывающую наркотиками, и обаятельного русского паренька Бориса, который своим восточно евпропейским шармом покоряет зрителя с первых мгновений. Даже главный герой. Энсел Элгорт и Оакс Фигли, которые отыгрывали роль Тео в разном возрасте, не смогли справиться с той серьезной и ответственной задачей, которую Донна Тартт ставила перед собственным персонажем: в силу поверхностности сюжета, ни о какой глубине переживаний и внутренней драме не может идти и речи, а кого способен взволновать обычный парнишка в очках? У него даже шрама на лбу нет. Актерское обаяние не спасло и Николь Кидман, которая под руку с Люком Уилсоном и Джеффри Райтом отправилась в небытие под трагичную музыку. Красиво в закат уйти также не удалось: результатом операторской работы оказалась всего лишь смазливая картинка – и это при условии, что действие фильма разворачивается в разных городах, странах и времени! Рука Роджера Дикинса, работавшего с Коэнами и Полом Томасом Андерсоном, практически не ощущается: сценарий своей спешкой не позволил мастеру развернуться, из-за чего лента кажется похожей на все остальные. В совокупности, каждый из этих факторов крайне негативно сказался на качестве фильма: при всем разнообразии экранного действия - от наркотического прихода до попоек несовершеннолетних, - лента кажется монотонной, блеклой и поверхностной.

Сочувствовать и сопереживать персонажам не получается, следить за тем, как одно событие тянет за собой другое, не хочется. Единственным плюсом картины остаются только ее название и имя автора книги, которая легла в основу разве что своей аннотацией. Если фильм на правах антирекламы сподвигнет зрителя ознакомиться с первоисточником – это будет самая большая удача!