Действие картины разворачивается в далеком будущем, в котором человечество процветает. Каждый житель планеты Земля теперь - пример добродетели. Нет убийств, грабежей, насилия. Только это не утопия, а самый настоящий постапокалипсис. В человеческих телах обитают бестелесные инопланетные сущности - Души. Захват Земли они именуют колонизацией - благородной миссией, избавившей человечество от неминуемой гибели.
Спасая от колонизаторов своего брата, участница сопротивления Мелани Страйтер (Сирша Ронан) отвлекает внимание на себя. Её тело отдают Душе по имени Странница, вот только девушка не собирается сдаваться. Странница и Мелани начинают общаться и скоро приходят к взаимопониманию, учатся мирно существовать в одном теле. Но это еще не всё. Искательница (Дайан Крюгер) не отпускает гостью на волю, пытаясь вытянуть из нее воспоминания Мелани о том, где находится лагерь сопротивления.
Странница делает действительно странные для Души вещи: она помогает Мелани найти своего брата, возлюбленного, семью. Здесь начинается самая скучная часть фильма, повествующая о нелегкой доле инопланетянки, которая пытается адаптироваться среди людей под едкие комментарии Мелани. Она учится ходить за покупками, собирать урожай, целоваться с мальчиками. Несомненно, это очень важные навыки.
Кроме неловких поцелуев во ржи здесь есть... неловкие поцелуи на фоне заката, неловкие поцелуи в унылой землянке... В общем, много неловких поцелуев и даже флешбэк с вполне себе постельной сценой. Присутствует и такой неотъемлемый элемент драмы как пощечина, даже в нескольких экземплярах. Симпатичных мальчиков тоже полный прилавок (Макс Айронс, Джейк Эйбел, Бойд Холбрук). Причем, никто из них не может определиться, убить главную героиню или поцеловать. Зато коварная Искательница сделала этот выбор легко, преследуя беглянку с маниакальным рвением и в буквальном смысле идя по трупам.
Можно много рассуждать о банальном превосходстве книги над экранизацией, о неоспоримом превосходстве "Гостьи" над "Сумерками", об очевидном превосходстве Достоевского над Майер... Можно поговорить о том, как же мало можно сказать. Кажется, подобные рассуждения сегодня на пике популярности, в отличие от самого фильма.
А ещё можно задуматься, присмотреться... и заметить кое-что действительно интересное. Интервью Стефани Майер переполнены восторженными отзывами о работе с Эндрю Никколом, и наоборот. Они словно стали родственными душами в едином теле общего проекта: точно как Странница и Мелани. Только глядя на экран, погружаясь в атмосферу тоскливых романтичных песен и однообразных видов пустыни, которым самое место в фильмах BBC, в это верится с трудом.
Зато можно четко разглядеть одеяло с песчаным принтом, которое Никкол и Майер тянут в разные стороны. Научная фантастика и подростковая романтика... Мы вынуждены противопоставлять эти два направления, забывая, что и то и другое - не цель, а способ сказать что-то важное.
В "Гостье" автор поднимает довольно много интересных вопросов. Майер ставит под сомнение правильность, казалось бы, очевидных вещей. У каждого из персонажей собственное представление о моральных ценностях, собственная модель поведения, которая в обстоятельствах сюжета... просто не срабатывает. Ломается и эволюционирует каждый, от главной героини до простого парня Кайла (цельным от начала и до конца остается только дядя Мелани (Уильям Хёрт) - рупор Майер).
Почему при всем вышеперечисленном хорошего фильма не получилось? Ведь, казалось бы, всё на месте: и талантливый актерский состав с неподражаемой Сиршей Ронан во главе, и Эндрю Никкол у руля проекта, и задумка Стефани Майер со всех сторон хороша... Но компоненты стоящего кино словно потерялись в этой чертовой пустыне, а вместе с ними - зритель.