Для того чтобы пристыдить “прогульщиков”, не нужны длинные прологи, также как участники концерта не нуждаются в помпезном представлении – имена этих музыкантов знатоки жанра произносят с придыханием и новых встреч ждут, отсчитывая на стенах зарубки. Достаточно последовательно рассказать, как оно было, а кто хотел от собственных зубов сберечь локти, тот не пожалел восьмого числа денег на билет.
Итак, мы заходим в клуб. За одним столом сидят участники группы Rome, скромно попивают минералку. За другим Джарбо с телефоном - в пижаме и резиновых тапочках. За третьим Алисон Чесли, больше известная как Helen Money, общается с гитаристом питерской команды Sequoian Aequison. Небывалый простор - общайся, фотографируй как хочешь. Музыканты подобных жанров в толпе неприметны. Они не носят, как правило, вызывающих концертных нарядов и, что главное – пафосных выражений лиц. Поклонники, которые падали в последствии на колени, заслышав любимые композиции, ходили мимо столиков, не понимая своего счастья. Да и мы слегка растерялись.
Helen Money для большинства собравшихся стала настоящим открытием.
Мое мнение о женских коллективах и современных исполнительницах, признаюсь,
немного предвзятое. Собираясь на подобные мероприятия, я всегда уверен, что это
будет очень эксцентрично и временами слишком авангардно, чтобы я мог понять. Но
кто бы мог такое представить: почтенного возраста дама тихонько вышла на сцену,
склонилась над виолончелью, завесилась от публики волосами и вдруг показала -
не все еще сказал Ростропович! Есть еще пара слов, которые можно дописать в
истории этого благородного инструмента. В ногах у нее стояла батарея примочек,
количеству которых позавидует всякий гитарист и благодаря которым звучание
менялось от совсем нойзового, до чуть ли не метала.
После окончания сольной программы, покидать сцену Хелен не пришлось. Следующие 30 минут она аккомпанировала Джарбо, хотя и в более спокойной
манере. Сама же легендарная дива авангардной сцены предстала публике в чем и
была – серой пижаме и сланцах. Вдвоем они производили очень болезненное и
скорбное впечатление. В какой-то момент позади меня даже недовольно отметили:
“Почему так мрачно? Как будто хоронят кого-то”. Очевидно, что поклонники Rome ожидали саппорт [язык не повернется назвать ее
разогревом] более высокого эмоционального тона. Однако и поклонников Swans собралось в количестве. Кажется,
что первые отзывы были посвящены именно ей и приятному сюрпризу в виде песни “Mother/Father”.
Голос Джарбо удивительно
самодостаточный и не нуждается в музыкальном оформлении. Наслаждением было
слушать не только ее пение, но и саму ее речь. Листочек с заготовленными заранее
словами благодарности окончательно растопил сердца, и поднявшуюся на сцену в
полной тишине звезду обратно уже не отпускали – со всех сторон слышались слова
восхищения, каждый тянулся прикоснуться к ней, поблагодарить от своего лица.
Далее – то, чего все так долго ждали. Неподражаемые Rome. Избалованная вниманием столичная публика сутками ранее могла оценивать и сравнивать этот концерт с двумя предыдущими. Петербуржцам же выпала честь встретиться с кумирами впервые. Не считая отъявленных фанов вроде меня, которые в прежние дни бросали всё и мчались покупать билеты до самой столицы. Перформансы 2011 и 2012 годов я видел собственными глазами, поэтому могу себе позволить рассуждать в том же тоне, что и москвичи.
Никто не ожидал такого напора. С одной стороны это хорошо, поскольку люди,
знавшие их по акустической лирике, смогли удивиться новому видению. Но с другой
стороны – некоторые из зрителей ушли, не получив желаемого. Они хотели
расслабиться под трогательную “Odessa”, а пришлось танцевать [да-да, вы не ослышались –
танцевать!] под небывалую “Birdsofprey”. От себя отмечу, что поскольку
группа оба раза приезжала без скрипки, акустические версии некоторых композиций
звучали несколько бедно. В этом году существенный пробел восполнила
электрогитара и, конечно, семплы, без которых отдельные песни кажутся просто
невозможными. Также в защиту музыкантов отмечу, что сейчас это очень популярный
прием – вместо того, чтобы демонстрировать поклонникам чистейший студийный
звук, авторы в честь каждого тура сочиняют новые аранжировки. Это и стимул
посещать концерты и всегда любопытный эксперимент.
В составе группы произошла значительная перестановка: на
смену бывшему басисту Эрику пришел
бессмертный член команды – Патрик
Кляйнбауэр, тогда как оставленный им пост барабанщика занял новый участник:
Лоурен Фюхс. Это тоже сказалось на
живом звучании, потому что Патрик
всегда орудовал невероятным набором ударных примочек, колокольчиков и
всевозможных стучалок.
Отдельным числом хочется поблагодарить музыкантов за насыщенный сетлист. В случае с Rome, чтобы исполнить на концерте все лучшие песни, придется сыграть дискографию целиком, до последнего EP. Конечно, хотелось и “To die among strangers”и “The merchant fleet”и, конечно, “L’assassin”. Однако, грех жаловаться на программу, начавшуюся с “The accidents of gesture”. “Der Brandtaucher”, “Les îles noires”, “To teach obedience” – такие знаковые композиции в такой последовательности заставили поволноваться. Ты еще не успел влиться в общую атмосферу, а любимые треки уже закончились. Но я, как и всегда, надрывался, упрашивая исполнить “Legacy of unrest”. Третий год клянусь наложить на себя руки, если не услышу ее живьем, и в этот раз на мои мольбы откликнулись. Уже дал себе слово, что закричу название любимой песни Джерому в лицо, когда он спустится со сцены, проигнорировав в очередной раз глас вопиющего, но не пришлось. Композиции с альбома 2014 года были приняты публикой очень тепло, “One fire” – однозначный хит, добавляющий пару пунктов к уверенности, что Rome не спишутся никогда, и каждая новая пластинка, сколь далеко бы они ни удалились от образцовой “Nera”, будет нести в себе ничуть не меньше красоты и романтики.
Таким образом, было сыграно хотя бы по одной песне с каждого
альбома [исключение – Hell Money], были сыграны композиции, до этого живьем не
звучавшие, а те, что исполнялись ранее, на этот раз были совершенно
неузнаваемые и динамичные, все желающие получили автографы и фотографии – мог
ли воскресный вечер состояться лучше? Редкий случай, что восьмое марта
оборачивается праздником не только для милых дам.
Низкий поклон звукорежиссеру за его
искренние старания и бесконечная благодарности Arcto Promo за то, что делают свое великое дело.