Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

СныВидения Рады и Терновника - рецензия

Дата: | Авторы:

Сегодня поговорим об альбоме "СныВидения" группы Рада и Терновник, а также о том, почему этот альбом кажется нашему рецензенту таким важным в контексте истории коллектива и истории отечественного андерграунда. 

СныВидения Рады и Терновника - рецензия

«СныВидения» Рады и Терновника увидели свет уже достаточно давно, и не было вроде бы никаких причин о пластинке не написать, да только вот каждый раз, как я подходил к этой задаче, я совершенно не знал, с какой стороны за неё взяться. Дело в том, что в отличие от всех предыдущих альбомов Рады этот сам может за себя постоять, сам о себе всё громогласно заявляет и, в общем, не нуждается в чьём-либо одобрении. Потому что «СныВидения» - это пик карьеры Рады как сонграйтера, апофеоз музыкальных притязаний членов коллектива, диск, который станет вехой для нашего бедного, с каждым днём всё больше сходящего на ноль андерграунда.

Если раньше Терновник позиционировался как околофольклорный коллектив «с изюминкой», что вызывало сильный диссонанс, то теперь группа не стесняется показать вектор, по которому она следует и, надеюсь, будет следовать в ближайшее время. Дело в том, что саунд и вообще архитектура песен Рады сегодня – это классический, хотя и актуализированный психоделик-рок. Да, тот самый, шестидесятнический.

Так, как сегодня Анчевская говорит со своим слушателем, должны говорить каджунские болота Луизианы или коммуны Вирджинии, и весь славянский символизм тут – доступный инструментарий визионера, а не культурологическая работа, достойная, но в данном случае - лишняя. Условность этого символизма хорошо считывается в «Кали-юге», которая уже напрямую заимствует куда лучше знакомые психоделику и Acid-року мотивы Махабхараты. Что тут поделаешь, конец шестидесятых отметился не только шикарным музыкальным сопровождением, Вудстоком, студенческими бунтами в Токио, баррикадами в Париже и толпой у Синематеки, не только Сартром, проповедующим на улицах, но ещё и очередным взрывом интереса к эзотерике, воплотившимся в итоге в разномастные нью-эйдж течения.

Я это говорю с одной лишь целью: показать, что Рада – она оттуда, просто родилась чуть позже. И чем ближе она была к тому, чтобы в полной мере воплотиться в музыке в образе королевы неопсиходелики, тем приятнее уху, тем сложнее, но интереснее становились её альбомы. «Сёстры» уже были близки к этому, им не хватило пары шагов, не хватило выверенности аранжировок, плавности и медитативности. К тому же в тот раз музыканты целенаправленно перегрузили звучание, чтобы чуть позже вернуться к великолепию тишины. 

Сейчас же Рада умудряется делать расплавляющий психику жидкий металл песен, почти лишённых слов в привычном понимании, и музыки, лишённой привычной предсказуемости. Так должна была бы звучать свобода, если бы мы не жили в мире, в котором «свобода – это рабство».

Что в итоге? В итоге у нас тут – изящный сплав эзотерического пафоса, лишённого слишком острых клыков рок-н-ролльного сеттинга и свободы, как единственной настоящей ценности в иллюзорном мире. Рада создаёт мир фантастический, в котором все вроде бы знакомые образы легко разрушаются, и ты понимаешь, что опять что-то домыслил, в то время как музыканты предлагают не смотреть, не слушать, но осязать. В этом осязании – сила «СновВидений», это уже достаточно далеко от собственно музыки, и достаточно близко к исступлению.

Рекомендую в первую очередь ознакомиться с композициями «Сирин с Алконостом», «Душенька» и «Где-то сказки были» (да-да, старый трек в новой упаковке), они как нельзя лучше показывают, в какую сторону двигается и будет двигаться Рада в ближайшее время. Это на случай, если у вас нет времени прослушать все 11 треков альбома, хотя лучше воспринимать его целиком. В конце концов, тут есть некая драматургия, и игнорирование каких-либо песен может её сильно поломать.

К слову, некоторые отмечают сходство пластинки с «Укоком», но я бы назвал «СныВидения» - «антиУкоком». Давайте сделаем вид, что такое слово есть.