Медея – сильная и преданная женщина, свернувшая горы ради любимого мужчины. Никем не понятая, вынужденная быть кочевницей, живущая с нянькой на пустырях, потому что вслед за ней, куда бы она ни направилась, шли рассказы и слухи об ее злодеяниях. Женщина, которая из-за своей всеразрушающей любви к Язону пошла на убийство брата и ограбление своего отца – царя Ээта, сыграла Ю. Рутберг. Игра этой неподражаемой актрисы воспринимается с замиранием сердца. Наблюдая за действием на сцене, можно прочувствовать всю боль, отчаяние и одиночество терзающее душу главной героини.
В течение всей пьесы колхидская царевна не раз обращается к
воспоминаниям о встрече с Язоном, аргонавтом, которого она встретила впервые
десять лет назад. Воспоминания присутствуют в диалогах Медеи с нянькой, и, позже, с Язоном, когда тот приходит на пустошь, чтобы проститься навсегда с Медеей и,
наконец, рассказать ей все, что он думал и чувствовал в то время, когда они
были женаты. Колхидская царевна обладает бунтарским духом, который только
возрастает, когда она влюбляется в Язона.
Язон - это воплощение стремления большинства людей к счастливой и беззаботной
жизни, полной наслаждений и мирного существования. Колхидская царевна считает,
что стремление к подобной мещанской жизни мешает царям править государством. Она упоминает о таком неправильном правлении
в диалоге с царем Креоном, который пришел на пустырь, где остановилась Медея со
своими детьми и нянькой, чтобы попросить ее покинуть здешние места, потому как
рассказами о ее поступках жители стали пугать своих детей.
Сам же царь Креон через убийства, боль и кровь обыкновенных людей построил
мирную и не обремененную заботами и нищенством жизнь своего царства. К такому
же итогу стремится Язон, пытаясь убить в
себе любовь к Медее и заглушить воспоминания о ней. Он женится на дочери Креона,
что наделяет его властью. Причинив боль Медее, растоптав ее чувства и разрушив жизнь бедной женщины, Язон мгновенно
убегает в сторону безмятежного существования, представляя нам поступки самого
настоящего труса.
Трагедия Жана Ануа рассказывает о нравственной победе Медеи над мещанским прожиганием жизни, к которому стремятся правящие люди. Язон в своем диалоге с Медеей на пустоши сообщает ей, что хочет жить той же жизнью, какой жили цари до него, и какой они будут продолжать жить – бунтарство и разрушение правил – не то, к чему он стремится. Смерть Медеи и убийство ее детей – это торжество духа и свободы над стандартом беззаботной жизни.