Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

Территория Тишины и её «Хромая судьба»

Дата: | Авторы:

Антон Пайкес рассуждает об альбоме Территории Тишины "Хромая судьба" (который готовится увидеть свет 11 мая), но всё больше уходит в размышления о природе мелодии и о том, что запрос на неё существует в среде любителей музыки и всегда будет существовать. 

Территория Тишины и её «Хромая судьба»

Территория Тишины - группа, которая всегда находилась на периферии моего меломанского опыта. Вроде бы существует где-то рядом, но в прицел почти не попадает, может, это из-за того, что слишком много в творчестве коллектива того самого свердловского саунда (он мне, признаться, всегда казался слишком тихим, лишённым контраста), может, это из-за того, что аранжировки действительно чересчур медитативные, а такая музыка нуждается в определённом антураже.

И вот, мне довелось послушать новый альбом Территории Тишины «Хромая судьба» чуть раньше, чем он появится на витринах (дата выхода пластинки - 11 мая). Что ж, значит, самое время этот свой меломанский опыт немного обогатить.

Думаю, ни для кого не секрет, что в любой момент времени существует вполне осознанный запрос на мелодию. Конечно, кто-то любит тяжёлый звук, кто-то - тихие вокальные партии и проникновенный голос, кто-то – агрессивную подачу и прямолинейные бэнгеры, но мелодия – это то самое качество, которое всегда побеждает. Впрочем, об отличиях бэнгера от мелодии можно написать целый философский трактат, но именно поэтому, скажем, Билли Айлиш на церемонии Grammy 2021 исполняет не один из своих наиболее актуальных треков, а «everything i wanted» 2019 года - так мир большой коммерческой музыки реагирует на запрос слушателя. Слушатель хочет мелодию, и хоть ты тресни, никакой продакшн или встроенные в контекст композиции мемы не спасут, если её нет.

У Территории Тишины были и есть все шансы занять место главных мелодистов, по крайней мере, в русском роке, что бы ни значило это определение. Проблема только в том, что каждый раз, когда намечается такой мелодический ход, что собираешься уже расчехлять котомку с терминами вроде "эмоциональный крючок", музыканты совершенно внезапно берут и сбивают пафос. Есть в этом что-то исключительно постмодернистское – избегать пафоса, снижать слишком сильные эмоции, привести электрокардиограмму к прямой линии. Словно время окуджавовского «высокопарных слов не стоит опасаться» прошло, и высокопарных нот опасаются даже те, кто претендовал на звание наиболее эмоциональных софт-рокеров своего времени.

В результате, каждая песня вызывает то самое ощущение лёгкого голода, которое уместно при выходе из-за стола, но не при прослушивании между прочим долгожданного полноформатника. Альбом «Хромая судьба» безусловно приятно слушать, он вызывает лёгкую меланхолию, особенно своевременную в период майских гроз и общего расслабленного состояния, но он оставляет ощущение недосказанности.

Есть, впрочем, действительно серьёзные прозрения: к примеру, мелодия в куплете песни «Вечность» - это уже почти шедевр, разглядеть который, вероятно, не так просто, если вы используете музыку в качестве фона для какой-либо деятельности. Опять же, развитие мелодической фразы очень хотелось бы услышать далее, но катарсис не наступает.

Пожалуй, это моя основная претензия к альбому – драматургия его хороша, есть интригующая завязка, есть развитие действия, есть, конечно, развязка и даже эпилог, как в рамках всей пластинки, так и в рамках каждой отдельной песни. Но в кульминационной части, увы, пока наблюдается что-то очень похожее на штиль.

Стоит оговориться: никто не должен соответствовать ничьим ожиданиям, вполне вероятно, что устранение кульминации, основного, так сказать, накала страстей – это осмысленная часть творческого замысла, и я просто его не до конца разгадал. 

Как бы то ни было, «Хромая судьба» может похвастаться другими достоинствами. При всей своей прозрачности, песни пластинки имеют весьма вкусные и сложные аранжировки, периодически значительно более глубокие, чем у коллег по цеху.

Во-первых, «Территория тишины» умеет правильно сочетать клавиши и гитары. Обычно, один из этих инструментов становится ведущим, а остальные ведомыми, подкладом, если вы понимаете, о чём я; здесь же у каждого - своя уникальная роль, инструменты словно звучат с разных сторон, и каждый из них настаивает на чём-то своём. Но и вместе они звучат великолепно, дают ощущение небольшого изменчивого пространства. А какой сочный бас!

Во-вторых, конечно, вокал Антона Стравинского очень хорош. Добавь в него немного больше акцента на звонких согласных, и всё изысканное кружево аранжировки рассыпалось бы, как карточный домик. Порой даже кажется, что Антон специально уводит его куда-то вниз, чтобы не мешать коллегам-музыкантам это кружево внимательно и вдумчиво плести. Специфика вокала Стравинского, кстати, интересно раскрылась в кавере на милейшую венину «Кошку», которой нет в альбоме, но которую я совсем недавно слушал в сообществе Территории Тишины. Дело в том, что даже когда Веня пел по низам, его голос всё равно оставался звонким, и, на первый взгляд, изобразить что-то органичное, не имея этой звонкости, почти невозможно. А вот оно как получилось: «Кошка» у Территории звучит хоть и не слишком похоже, но зато весьма органично и более чем интересно и даже эффектно.

Вернёмся к «Хромой судьбе». Хороший ли это альбом? Однозначно, да. Буду ли я его переслушивать? Скорее нет. Есть отдельные треки, которые мне хотелось бы послушать ещё, возможно даже не раз. Это: заглавный трек «Хромая судьба» (честно говоря, вызывающая ассоциации с песнями группы Високосный Год), «Огни» - наверное, наиболее удачная с точки зрения мелодии песня на альбоме (впрочем, это было понятно ещё в 2019, когда она вышла отдельным синглом в обнимку с треком «Рядом»), «Вечность» и «Гроза» - эта песня обладает шикарным ритмическим рисунком. 

Лично я продолжу следить за развитием коллектива, и за историей творческого роста Антона Стравинского как сонграйтера. Хочется застать тот момент, когда музыканты перестанут стесняться поддавать патетики. Иногда она бывает очень к месту, а иногда её бывает недостаточно.