Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

The Orb: 30 лет на космической орбите

Дата: | Авторы:

23 марта в Петербург пожаловали The Orb - легенды британской электронной музыки и пионеры эмбиент-хауса. Дуэт презентовал свой новый альбом "No Sounds Are Out of Bounds", а также исполнил лучшие композиции за 30-летнюю историю группы.

The Orb: 30 лет на космической орбите

Коллектив The Orb был образован в 1988 году Алексом Патерсоном и Джимми Каути. Музыканты активно использовали сэмплы, поэтому их музыка напоминает концептуальные аудиоколлажи: запись переговоров советских космонавтов, кусочки из известных произведений вроде "A Man with Harmonica" Эннио Морриконе и "Loving You" Минни Риппертон, различные звуковые эффекты и полевые записи. Все это музыканты нанизывали на эмбиентную подложку, а биты зачастую также подвергались сэмплированию. К примеру, главный хит группы "Little Fluffy Clouds" являет собой яркую синтезаторную тему, пульсирующий бит и нарезанное на куски интервью американской певицы Рикки Ли Джонс (Rickie Lee Jones), рассказывавшей об удивительных облаках, которые она помнила с детства. Так был рожден стиль эмбиент-хаус, который в 90-х многим пришелся по вкусу.

Тогда же в 90-х The Orb выпал шанс заявить о себе - группу пригласили в популярное шоу Top of the Pops. Однако музыканты своеобразно распорядились этой возможностью, и, вместо того, чтобы играть свою музыку, они играли... в шахматы, пока их трек "Blue Room" звучал фоном. Алекс Патерсон проявил свой бунтарский характер и при записи ремиксов - он видоизменял композиции буквально до неузнаваемости, из-за чего коллеги по музыкальной сцене не всегда были довольны результатом.

Что касается студийных альбомов, здесь также не обошлось без экспериментов - за долгие годы карьеры Патерсон сотрудничал со многими музыкантами, в числе которых оказались Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Роберт Фрипп (King Crimson), Ли "Скрэтч" Перри и даже Робби Уильямс, а звучание менялось в диапазоне от эмбиента до техно с вкраплениями даба и прог-рока. Альбом "No Sounds Are Out of Bounds", выпущенный The Orb в прошлом году, является новой вехой в творчестве коллектива - на нем даб и регги органично сочетаются с атмосферными мелодиями и живым вокалом от приглашенных гостей.

Концерт в Петербурге прошел в уютном клубе Zal вместимостью в тысячу человек, который идеально подходил для подобного мероприятия. На разогреве выступил местный диджей Буцефал, главной "фишкой" которого является игра с кассет вместо привычных компакт-дисков и винила. Сам Алекс Патерсон решил понаблюдать за шаманскими действиями диджея, скромно расположившись у колонки. Буцефал показал класс, устроив настоящий кислотный рейв! И пусть публика в основной массе была не готова к энергичным танцам, но услышать виртуозные миксы на Бьорк и The Chemical Brothers было как минимум приятно.

В девять вечера на сцене появились The Orb в следующем составе - Алекс Патерсон занял место за диджейским пультом, а его напарник Майкл Рендалл встал за стойку с двумя "Макбуками". Вступительная инструментальная композиция - и вот уже весь клуб Zal плавно перемещается куда-то в космос, а "рулит" этим полетом доктор Алекс. Даром что ли он надел футболку с первым космическим спутником Земли? На самом деле Патерсон является большим поклонником космических исследований, отчасти это прослеживается и в музыке The Orb.

Под вступительный аккомпанемент величественной композиции "Blue Room" сознание отправилось прямиком к звездам. Музыкальный фон путешествия отлично дополнял визуальный ряд на огромном экране за спинами музыкантов. Оригинальное видео сопровождало каждую композицию: кислотные пейзажи и облака ("Soul Planet"), диско-образы и блестки ("Pillow Fight"), увлекательная реконструкция цепной реакции ("Towers of Dub"), немного эротики и латекса ("Perpetual Dawn"), жизнь в городском муравейнике ("Rush Hill Road"). Из нового альбома The Orb сыграли пять композиций, а остальную часть программы составили преимущественно хиты, включая такие композиции, как "Little Fluffy Clouds", "Toxygene", "A Huge Ever Growing Pulsating...".

Отдельно стоит рассказать о стиле игры The Orb. По сути это был мэшап - сведение нескольких композиций в единое целое. Майкл Рендалл отвечал за точное и своевременное воспроизведение оригинальных композиций группы согласно сетлисту, тогда как Алекс Патерсон выступал в роли эдакого свободного художника и сам решал, в какой момент добавить в общую звуковую палитру тот или иной звук. Он мог добавить поверх основного трека бит или атмосферный фон, наложить звуковые эффекты, а иногда и вовсе микшировал два разных трека в единый микс. Не сказать, что у Алекса все получалось идеально, но это можно объяснить тем фактом, что он ничего не делал преднамеренно. Любой его мэшап был импровизацией в режиме реального времени, поэтому кое-какие огрехи в сведении лидеру The Orb можно простить.

После концерта было удивительно читать некоторые отзывы в соцсетях, что, мол, Патерсон устроил странный диджей-сет с вкраплением композиций The Orb. Что же, если публика привыкла к оригинальному звучанию треков и ни разу не была на выступлениях The Orb, действительно, можно прийти в некое замешательство. Но зная бунтарскую натуру Патерсона, неужели кто-то всерьез думал, что он будет ублажать публику готовым сетом с флэшки? Алекс - это настоящий панк от электронной музыки, а каждое выступление The Orb - это эксперимент. Только так, и никак иначе!