Сюжетная линия, конечно, базируется на истории возникновения и развития сайта, но по количеству бэкграундов и флэш-бэков становится очевидно, что фильм - не документальный байопик. Фильм – это попытка разглядеть в том, кого называют террористом информационной индустрии, обычного человека со своими страстями и стремлениями, попытка понять мотивы его поступков, а не делить их на категории хороших или плохих.
Визуально очевидны сноски к «Матрице», весьма адекватно вписывающиеся и в тему, и в картинку фильма. Проверку на соответствие сюжета исторической достоверности оставим профессионалам; известно лишь, что сам Ассандж по прочтении сценария назвал его «сплошной ложью» и даже посредством переписки по электронной почте убеждал Камбербэтча отказаться от роли.
Камбербэтчу не впервой играть персонажей, одержимых идеей, и на этот раз его герой одержим идеей справедливости; он видит свою миссию в «безопасном раскрытии правды», ему кажется, что он «должен сделать добро из зла, потому что больше его не из чего сделать». Ассанж категоричен, даже беспощаден, потому что уверен, что он – тот, кто спасёт человечество через голову правительства, он - Робин Гуд от медиа, который может вывести любого политика на чистую воду так же легко, как и процитировать Солженицына, и подорвать авторитет любого государства одним нажатием на загрузку документа в сеть. Но ему нужен идейный союзник, ему нужно кому-то раскрыться, потому что тяжело доверять только электронным ящикам. И вот он находит преданного единомышленника в лице Берга, и вдвоём они становятся Вудвордом и Бернстайном XXI века. В этой коллаборации открывается обратная сторона Ассанжа: оказывается, он тоже раним, ему тоже бывает больно от предательства и горько от разочарования – и вот уже перед нами не Сверхчеловек с комплексом Герострата, а выросший в постоянных полупереездах-полубегах мальчик, которому пришлость «строить» себя самостоятельно, потому что некому было посоветовать и некому было доверять.
На протяжении всего фильма мы видим традиционно хорошую игру Камбербэтча, который не копирует своих предыдущих киноролей, кроме, пожалуй, двух фрагментов, которые можно рассматривать как эдакий поклон персонажу Бенедикта в сериале «Шерлок»: это фиолетовая рубашка Ассанжа и его фраза «как скучно», произнесённая ТЕМ САМЫМ, ЛЕГЕНДАРНЫМ голосом Камбербэтча.
Общее впечатление от «Пятой власти» нельзя сформулировать однозначно, прежде всего потому, что фильм практически беспристрастен: режиссёр не навязывает своего мнения об Ассанже, зритель свободен выбирать. Кто такой Ассанж – журналист-разоблачитель, за недолгое существование сайта WikiLeaks сделавший больше сенсаций, чем Washington Post за тридцать лет своего существования? Или предатель и враг государства? Борец за справедливость, новый мессия? Или, цитируя одного из персонажей, «сволочь и манипулятор»?
Посмотрите фильм и попробуйте найти свою правду.
«Хочешь правды – докопайся до неё сам». © Джулиан Ассанж