Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Поиск по сайту

У войны — женское лицо

Дата: | Авторы:

На следующей неделе до российского кинопроката доберется лента Блерты Башолли "Улей".

0 фото к материалу У войны   женское лицо1 фото к материалу У войны   женское лицо2 фото к материалу У войны   женское лицо3 фото к материалу У войны   женское лицо

В результате косовского конфликта сотни мужчин оказались пропавшими без вести, а сотни женщин не знали ничего о судьбе своих родных. Оказавшись заложницами жестокой политической игры, женщины Косова замерли, пытаясь понемногу продолжать вести привычную жизнь, воспитывать детей, следить за домашним хозяйством и при этом соблюдать вековые традиции, сложившиеся в их обществе.

В фильме «Улей» режиссёра Блерты Башоли рассказывается история одной из такой женщин. Мать-одиночка Фахрие (Юлка Гаши) пытается вести небольшой бизнес, чтобы прокормить семью, пока ее муж числится пропавшим без вести. Денег за домашний мед, который ее тесть продает на местном рынке, категорически не хватает на семью, и тогда женщина решает получить водительское удостоверение и заняться производством блюд из перца.

Однако даже выбор максимально «феминного» рода деятельности не помогает ей избежать осуждения окружающих. Ни семья, ни односельчане не готовы ее поддержать, зато очень быстро осуждают, манипулируя чувством вины. В этом обществе всё ещё сильны патриархальные устои — женщина не должна работать, даже если ее семья и она сама будут погибать голодной смертью.

Впрочем, главную героиню подобный расклад не устраивает. Фахрие преодолевает стеснение, закомплексованность и смело обходит закостенелые традиции, подбивая к этому и других женщин из села. Сражаясь за себя и свои права, Фахрие медленно, но верно меняет застарелый мир.

Это история о том, как женщины берут на себя огонь в тяжелые времена. О том, как сложно разрушать веками складывающиеся традиции, которые — и это очевидно каждому со стороны — абсолютно бесполезны в новой реальности. И о том, как в трудные времена женщины продолжают идти вперед и бороться за себя и свои семьи, пока мужчины предпочитают оставаться на месте, не желая выходить из зоны комфорта.

Фильм основан на реальной истории. Блерта Башоли увидела прототип главной героини по телевизору, встретилась с ней и решила на основе её истории снять художественный, а не документальный фильм. Это её дебютная работа, в которой она также выступила и в качестве сценариста. Главные роли в фильме также исполнили Чун Лайчи и Аурита Агуши.

Премьера картины состоялась на кинофестивале «Сандэнс» 31 января 2021 года. Впервые в истории кинофестиваля фильм взял все три главные награды в своей категории — за режиссуру, приз Большого жюри и приз Зрительских симпатий. Это также первый косовский фильм, который вошел в шорт-лист номинантов на «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм».

Картина очень простая, без лишнего голливудского пафоса и тяготящей фестивальности. Здесь даже нет никакого политического посыла. Это реальная история о страданиях людей, ужасах войны и желании жить, не смотря ни на что.