Спектакль «Уроки Кромвеля или дети зеленой революции» повествует о событиях на острове Инишмор, произошедших в начале 90-х прошлого века. В основе сюжета – разборки отколовшейся группировки ИНЛА (Национально-освободительной армия Ирландии) со своим бывшим коллегой а ныне – сумасбродным террористом Падрайком. Чтобы «заманить» его в его родной город (по совместительству – их «логово»), они убивают его кота – единственное любимое существо Падрайка – и подкидывают бедное животное местному пареньку под колеса велосипеда, публично обвиняя того в живодерстве. Сюжет развивается стремительно и с каждым новым витком удивляет больше и больше. Сложно предугадать, что будет дальше, так как герои оказываются способными абсолютно на все, перешагивая через любые моральные ценности и устои. Тут вы увидите черный юмор, щедро сдобренный насилием и крепкой бранью, неожиданные повороты сюжета и довольно незамысловатые, но эффектные декорации. Стоит заметить, что ни один герой не вызывает сочувствия и сопереживания, и тот, кто сначала казался «лучиком света во тьме», уже к середине действия вызывает отвращение, но так задумано неспроста.
В этом спектакле изображено насилие в самых различных формах, грубость и извращенность взглядов, представлены герои «без царя в голове», не имеющие никаких нравственных «тормозов». А самое главное, что весь этот террор поражает своей бессмысленностью и неотвратимостью, потому что в конце все возвращается началу, к «разбитому корыту» или, как в данном случае, к черному коту. Нельзя сказать, что постановка отражает наш мир. Не совсем. Она – лишь карикатура на него, она показывает, что насилие порождает насилие и никогда не решает проблему. Есть такая поговорка: «Потяни осла вперед – он попятится, потяни за хвост – он пойдет вперед». Так вот в спектакле «Уроки Кромвеля или дети зеленой революции» показано, к какому ужасу приводит цепочка, состоящая из мести и спонтанных импульсивных действий, но все это подано так, что зал воспринимает происходящий кошмар довольно легко, даже с удовольствием и азартом и в финале, когда все залито зеленой краской (так в этом спектакле выглядит кровь), зрители осознают весь масштаб действия, как заигравшийся ребенок осматривает ошалевшими глазами последствия своего небезобидного, как оказалось, веселья. Высмеивая, все больше и больше усугубляя ситуацию, нам показывают, как «не надо делать».
Также в спектакле неоднократно проскальзывает «война за мир»: убивать котов ради спасения котов, устраивать террор в стране ради мира и свободы в этой самой стране, отстреливать глаза коровам ради спасения их жизни, - каждый раз герои, пытаясь решить проблему, действуют заведомо неверно, и, казалось бы, добиваются желаемого, но в финале мы видим, что это иллюзия, что их путь был ложным с самого начала.
Постановка не для слабонервных, однако, тем, кого это не пугает, настоятельно рекомендуется к просмотру и в качестве черной комедии с отменным юмором, и в качестве пищи для размышлений.