Ожидаемо порадовала главная сцена. Оказываясь на выступлении Shortparis, словно проникаешь в чужой дом и становишься свидетелем глубоко личной драмы. Не в силах побороть смутное чувство, начинаешь судорожно искать правильное определение. Панк? Рейв? Исступленный вокал на грани нервного срыва, нарочито-торжественная какофония под прямой бит и театр абсурда на сцене. Молодые представители новой волны русской музыки родом из Новокузнецка. Как им удалось создать этот сырой самобытный звук, история умалчивает. По-моему, идеально подходит цитата поклонницы: ’Иногда мне кажется, что свою шизофрению стало модно выставлять напоказ, но благодаря Вам просыпается нечто совсем другое’.
Открывшие
фестиваль дебютанты Lucidvox и киприотские мотивы Monsieur Doumani были несомненно хороши. Но
действительно удивить сумели французы Daniel Paboeuf Unity! За время
существования группы (с 2008 года) было
выпущено всего два альбома. Причем, второй урожая сентября 2015-го DPU собираются презентовать в туре по России. В
случае с французами я все-таки обнаружила параллель - ветераны эсид-джаза британцы RedSnapper. Знакомый
инструментальный грув, то мелодичный, то визжащий саксофон. Плюс взрывные нойзовые семплы,
мрачновато-комичный орган, мужской и женский вокал, которые в унисон
гипнотически повторяют одну и ту же фразу с неочевидным смыслом, кажется, ’Iloveanatomicice-cream”. Мистики Кубрик и Линч не
отказались бы от такого саундтрека. Кронненберг,
например, использовал нечто подобное в нашумевшем “NakedLunch”. Досмотреть выступление не
удалось: зал вовсю скандировал ’Ka-de-bo-sta-ny!’ Сразу оговорюсь, выбор
хедлайнера несколько удивил. Посреди индастриала, ретровейва, нойза и дрим-попа мейнстримные Kadebosany казались белой вороной. Скороспелая слава,
настигшая их благодаря саундтреку к киноленте ’50 оттенков серого’, и как следствие, популярность среди девушек
нежного возраста не предвещали глубины и новизны музыкального материала. Но,
как известно, ’Kadebostany является единственной группой, которая получила за
один год тройною номинацию Music Awards в категории «Лучший исполнитель»,
«Лучшее концертное шоу» и «Событие года», а их видео-работа «Castle in the
Snow» собрала более 10 млн просмотров на YouTube и продолжает оставаться в
ротации ведущих мировых радиостанций’. ’Вряд ли 10 миллионов людей ошибаются.
Клип-то и правда красивый’ - подумала я.
И Kadebostany не разочаровали. Залитую
слепящим светом сцену украшали имперские
флаги и световые мечи – инсталляция от SUPERMAFIA VJ’S. Основатель проекта и
диджей Kadebostan, настоящее имя которого
неизвестно, и певица Эмина мастерски разогрели толпу: ’Добро пожаловать в
Кадебостанию! Вот наш гимн!’ Помпезные партии тромбона и саксофона,
напоминающие балканские мотивы, утяжеляли гитарные рифы. Зал поддержал гимн
криками ’Хэй!’ и пустился в пляс. Первое
шоу швейцарцев в России сопровождал чарующий видеоряд, настоящее световое шоу и
аккомпанемент духовых инструментов.
Эмина исполнила полноценную концертную программу, в том числе и
полюбившиеся всему миру Castle in the snow и
Crazy in love. Ее ’живое’ исполнение ничуть не уступало записи, а взрывная
энергетика заставили прыгать даже заядлых любителей ’тяжеляка’. Не просто
электронный проект, а настоящая страна, республика свободы с пряными нотками
милитаризма, глэма и фетиша. Полчаса в атмосфере всеобщего ликования и
братства, и ты уже гражданин Kadebostany.
Потом мы бродили среди интересных людей и инсталляций, при помощи мышки открывали небрежно нарисованную двухмерную реальность и болтали в свете проектора. Находиться в Центре Курехина всегда приятно, а публика, освещение, музыка – все это создавало open air-атмосферу (к тому же, гардероб был закрыт, и все ходили в пальто). Когда я поймала себя на том, что пытаюсь выторговать у неизвестного персонажа его шикарную бороду, было решено ехать домой. Может быть, так повлияли чай и веганские сладости, но я предполагаю, что на SKIF-е так всегда.