Называть «Волшебный
лес» мультиком язык просто не поворачивается. При всей простоте сюжета,
пересказать который не понадобится и трёх минут, так как нет в нём внезапных
ошеломляющих переходов и неожиданных развязок, картина держит в напряжении до
самого конца.
Остаётся так и не ясным, почему в отечественном прокате картина выходит фактически с годовым опозданием – зацензуривать здесь явно нечего. Возможно, всему виной опасение в коммерческой невыгодности. Отчасти так и есть – во времена компьютерной графики, всем уже поднадоевших спецэффектов и восковых кукол, это кажется неким раритетом. Но эта же раритетность способна сыграть фильму на руку – всё-таки натуральность рисованного кадра ближе нашей сущности, чем все эффекты вместе взятые.
Правда, анимация фильма не отличается какой-либо витиеватостью и предельно сложной не выглядит. Откровенно говоря – и получше видали. Но есть здесь совершенно безукоризненные, потрясающе красивые кадры природы, всю прелесть которых сподручнее будет оценить на большом экране. Особенно это касается ночных пейзажей – они выполненные с такой тщательностью, что при первом взгляде даже кажутся заснятыми на видеокамеру.
Обычно наших прокатчиков ругают зато, что они «улучшают» своим дубляжем заграничные картины. В этот раз, однако, их хочется похвалить по крайней мере за название: «Волшебный лес» подходит фильму гораздо больше, чем оригинальное «Le jour des corneilles» (дословно «День ворон»), как бы не силились, понимая, мы его оправдать. Но угадать с названием не значит угадать с остальным. Ознакомившись с трейлером и сопоставив впечатление с просмотром с субтитрами, понимаешь, что в отечественном дубляже как минимум 2/3 атмосферы волшебства теряется. Звуки выглядят более резкими, а голоса совершенно омультипликационенны. Пометка 6+ с этого момента становится оправданной. Ибо оригинальная версия с сабами для детей будет тяжеловата – не потому, что читать много – реплик у героев мало, а часть из них вообще не может разговаривать – просто тон философско-трагический.
Хотя философия эта совсем ненавязчивая – своим невидимым шлейфом она окутывает весь фильм, ни к чему не призывая и тем более не принуждая, но при этом засеяв в голове приличное поле для размышлений.
Весь фильм смотрится на одном дыхании. И даже не взирая на то, что до самого конца многое остаётся неявным – откуда взялся тот ребёнок, почему его отца все называют людоедом и что это за странные молчаливые существа с человеческими телами, но звериными головами? Пытаясь ответить на эти вопросы, зритель не сидит в нервном оцепенении, как от триллера – он просто оставляет их разрешение до финала и восторженно наблюдает происходящее на экране. Ибо и картинка, и саунд очень гармонично сплетаются, создавая внутри атмосферу умиротворения и покоя.
Однако конец вызывает противоречивые эмоции. Это кардинальный перелом всего. Если до этого фильм пронизывали покой и умиротворение, изредка перемежавшиеся с моментами неприятных воспоминаний и происшествий, но которые всё равно гармонично вписывались, придавали динамику и вселяли надежду – финал надежду просто убивает. Как положительную концовку нам преподносят концовку трагическую. Ведь если посмотреть на ситуацию логически – главный герой, маленький ребёнок, остаётся по большому счёту один. Впереди неизвестность, а вокруг – лес и толпа мертвяков. Конечно не враждебных нисколько…но только радоваться этому, как радуются в конце герои, почему-то не получается. Ясно, что к вымышленному сюжету стоит относиться проще, но финал откровенно выглядит как торжество смерти и подсознательно читается как «да все там будем».
Но как бы там ни было, вердикт однозначен – смотреть. Здесь есть над чем подумать и есть чем насладиться истосковавшимся по классической анимации киноманам. Смотреть на большом экране с 19 сентября. Только настраиваться, что сказки не будет.