Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

Возвращение «Проклятия»

Дата: | Авторы:

16 января, через 15 с лишним лет после выхода ставшего классикой жанра для западных ужастиков «Проклятия» (2004) Сэма Рэйми («Зловещие мертвецы» (1981, 1987, 1992), «Затащи меня в ад» (2009), «Эш против зловещих мертвецов» (2015–2018)), в российском прокате стартует его своеобразное продолжение с точно таким же названием от начинающего режиссёра Николаса Песке.

0 фото к материалу Возвращение  Проклятия 1 фото к материалу Возвращение  Проклятия 2 фото к материалу Возвращение  Проклятия 3 фото к материалу Возвращение  Проклятия 4 фото к материалу Возвращение  Проклятия

Несмотря на то, что создатели «Проклятия» 2020 г. не стали добавлять никаких цифр к его названию (что, в данном случае, было бы не лишним), определить новую картину как ремейк в полном смысле этого слова невозможно поскольку события разворачиваются уже не в Японии, а в США, вокруг совершенно других персонажей. Череда же новых таинственных смертей, случившихся аккурат с 2004 по 2006 гг., после фатальных происшествий старого фильма, развернувшихся к 2004 г., запускается непосредственно под влиянием того самого злополучного дома, что являлся центральным местом действия в «Проклятии» 2004 (одна из героинь неосознанно “перевезла” из него проклятие на новое место) – всё это лишний раз убеждает в том, что перед нами всё-таки продолжение. Возможно, творцы нового «Проклятия» (среди которых, опять же, фигурирует Сэм Рэйми, но уже в качестве продюсера) так и не смогли определиться, какой порядковый номер стоит присвоить картине, поскольку даже фильм 2004 г. является адаптацией японского фильма «Проклятие» Такаси Симидзу 2000 г., в свою очередь также имеющего множество одноимённых ремейков и сиквелов, и поэтому просто решили начать всё с нуля, ознаменовав таким образом запуск новой франшизы ужастиков, полностью адаптированной под современного западного зрителя.

Как и в «Проклятии» 2004, в центре повествования снова оказывается блондинка, но на сей раз это недавно овдовевшая офицер полиции с маленьким сыном, в исполнении Андреы Райзборо («Чёрное зеркало» (2011–2019), «Обливион» (2013), «Бёрдмэн» (2014)). По долгу службы ей выпадает расследовать странную гибель пропавшей женщины, чьи полуразложившиеся останки были недавно обнаружены копами, что в итоге и приводит её к злополучному дому, однажды переступив порог которого она навсегда оказывается в ловушке обитающего в его стенах смертоносного проклятия...

Несмотря на малооригинальный сюжет, новое «Проклятие» представляет собой тот редкий (особенно в жанре ужасов) пример сиквела, оказавшегося не только не хуже своего предшественника, но и, в некоторых моментах, даже лучше. Будем откровенны – для современного зрителя, имеющего за спиной внушительный багаж просмотренных блокбастеров и слешеров, смотреть сейчас «Проклятие» 2004 равноценно пытке пострашнее, чем сам данный фильм. Пытка же заключается не только в лицезрении до смешного нестрашного облика главных жутиков, появление которых сопровождается не устрашающей музыкой, хотя бы, а примитивными рыгательными звуками, но и в чрезвычайно неторопливом развитии событий, череду которых создатели при этом всё равно умудрились преподнести какими-то урывками и довольно сумбурно – практически все герои гибли прежде, чем мы успевали осознать, кто они вообще такие и каким боком затесались в сюжет.

Новое «Проклятие» все эти недочёты благополучно исправило, возможно даже слегка переусердствовав с количеством вываливаемых на зрителя сцен расправы над персонажами, иногда следующими вообще без какой-либо передышки, что уже тоже своего рода крайность. Ведь разбивка эпизодов насилия не только дала бы эмоциональную разрядку, но и позволила острее воспринять, лучше осмыслить и надёжнее запечатлеть в памяти каждый кадр. Здесь же, из-за отсутствия перебивок, сцены расправы над разными героями из разных временных линий воспринимаются как происходящие одновременно, словно бы в параллельных реальностях, в связи с чем перестаёшь отделять происходящее с одним от происходящего с другими. Все мучаются одинаково и, в итоге, гибнут. Хотя и не исключено, что именно на то и был расчёт авторов фильма.

Как бы там ни было, достаточно динамичным развитием сюжета, умело выстроенного из множества флешбеков, с одной стороны его закручивающих, а с другой, при этом, раскручивающих, а также постепенно всё больше и больше нагнетаемой атмосферой, держащей зрителя в неотрывном напряжении от начала и до конца, плюс, на сей раз, действительно страшными, а не смешными или вызывающими жалость воплощениями вредоносной силы, новое «Проклятие» выгодно выделяется на фоне своего предшественника. В сравнении с ним же заметно увеличилось и количество сцен насилия, а также добавилась пара эпизодов откровенного “мяса”. При этом, однако, многие из героев, к слову, абсолютно не раздражающих, как персонажи большинства ужастиков, вполне успели раскрыться ровно в той степени, чтобы зритель смог проникнуться к ним симпатией или сочувствием. Практически каждый из них наделён своей историей, причём довольно печальной, которую создатели фильма смогли очень доступно и при этом абсолютно ненавязчиво рассказать за столь короткое время. Здесь и боль утраты от преждевременно ушедшего по причине рака мужа и отца; и беспросветное одиночество, нахлынувшее со смертью единственного родного и любимого человека, когда рука не поднимается даже убрать его вещи, как будто всё надеешься, что он ещё придёт; и чувство полной безысходности от осознания, что твоя половинка, с которой в браке было прожито 50 потрясающих лет, необратимо сходит с ума, и теперь впереди вас ждёт только смерть; и счастье любящей пары, внезапно омрачённое чудовищным известием, что долгожданный ребёнок с огромной долей вероятности родится неизлечимо и тяжело больным...

Хочется также отметить, что, вопреки большинству хорроров, здесь сравнительно мало нарушений логики, за исключением, разве что, финальных эпизодов. В этом плане они сильно подкачали, в итоге заведя «Проклятие» на давно проторенную и уже широкую тропу зрелищных фильмов вроде бы с идеями, но при этом без сцепляющего их стержневого содержания. Это же и есть, пожалуй, единственная, но крайне существенная деталь, в которой сиквел уступил оригиналу: тогда как в «Проклятии» 2004 мы всё же обнаруживаем вместе с героями какие-никакие причины запуска цепочки жутких смертей, в новой картине старт чудовищных происшествий в новом доме оказывается мотивирован разве что событиями предыдущей картины.

Кроме того, не смотря на всего полуторачасовой хронометраж, создатели фильма умудрились не только перенасытить его сценами убиений и предсказуемыми, однако всё равно выстреливающими и при этом кажущимися довольно естественными скримерами, но и впихнуть сюда доскональное проигрывание моментов, которые вполне бы дошли до зрителя и будучи оставшимися за кадром, а также точное (!) повторение некоторых сцен, как бы демонстрируемых под углом разных точек зрения (видимо, что бы до каждого зрителя всё дошло на 100%) – ещё одна крайность, в противовес обрывочности «Проклятия» 2004, практически полностью уничтожающая так необходимый ужастику ореол таинственности и мистичности.

Тем не менее, если прокат данной ленты будет успешен (что вполне может быть также и благодаря отличному подбору актёров, среди которых Демиан Бишир («Нет вестей от Бога» (2001), «Лучшая жизнь» (2011), «Омерзительная восьмёрка» (2015)), Джон Чо («Стартрек» (2009, 2013, 2016), «Вспомнить всё» (2012), «Селфи» (2014), «Поиск» (2018)), Лин Шэй («Кошмар на улице Вязов» (1984, 1994), «Детройт – город рока» (1999), «Астрал» (2010, 2013, 2015)), Уильям Сэдлер («Байки из склепа» (1989 - 1996), «Крепкий оршек 2» (1990), «Побег из Шоушенка» (1994)), Фрэнки Фэйзон («Молчание ягнят» (1990), «Ганнибал» (2001), «Красный дракон» (2002), «Белые цыпочки» (2004), «Мои черничные ночи» (2007), «Адам» (2009)) и др., и их, по большому счёту, довольно выразительной игре), нас может ожидать как минимум ещё парочка сиквелов, поскольку семена для взращивания будущих сюжетных линий в «Проклятии» 2020 уже посажены.