Начнем с того, что выставка расположена не совсем в здании Планетария, а именно – на подземной парковке под ним. При этом входной тоннель с помощью проекторов превращен во внутренность некоего организма: стены словно ожили, они постоянно сжимаются и разжимаются, смотрят на вас десятками глаз. Проходя мимо, невольно содрогаешься, детские страхи будто бы оживают в голове, и ты вспоминаешь всех тех монстров, что жили у тебя в шкафу или под кроватью.
Центральную часть выставки, как уже упоминалось выше, занимают работы, связанные с фильмом «Чужой»: это как непосредственно серия шелкографий «Aliens» 1978 года, так и предшествующие (серия «Biomechanoids» 1969 года, шелкографии «Biomechanical Landscape II» и «Necronom III» 1976 года, литография «Katarakt» 1977 года) и последующие (серия «New York City» 1980-1982 годов). Здесь очень интересно проследить, как развиваются образы «главных героев» картин: в «Биомеханоидах», наиболее ранней серии, превалируют именно механизмы, причудливые сочетания труб и проводов; в «Чужих» уже появляются живые герои, правда, все еще негуманоидные, насекомоподобные. В «New York City» явным образом просматриваются человеческие черты, здесь человек как бы сливается с окружающим его миром, становится с ним одним целым. Сплетение нитей завораживает и приковывает к себе. Некоторые «биомеханические» картины оживлены с помощью проекторов и лучей света, и это поистине фантастическое зрелище. Создается впечатление, что ты находишься не в галерее, а в музее причудливых существ, где в заспиртованных «экземплярах» за стеклом все еще теплятся остатки жизни. Огромная видеоинсталляция, собранная из многих картин Гигера, - творение дуэта русских художников - словно поднимает вас все выше и выше вдоль живых стен и труб, голов и тел, и это действительно впечатляет.
Однако и для тех, кто хорошо знаком с этими работами Гигера, найдется много нового и интересного. Шелкографии «Force Man Out» и «Playmate» середины 60-х годов – образец раннего творчества художника, в которых, тем не менее, ясно угадывается его особый стиль и черты будущих произведений. Настоящим откровением станут картины серий «Passagen» и «Patent Ochsner» 1971 года, выполненные в духе поп-арта. Шелкографии «Passagen» («Проходы»), изображающие некий реальный утилизирующий механизм, тревожны, мрачны и гнетущи, они воплотили в себе боязнь Гигера узких мест. Между этими сериями и основными работами художника лежит картина «Trip-Tychon»: выполненная целиком в красных тонах, она, однако, изображает человекоподобное биомеханоидное существо.
Творчество девяностых и двухтысячных годов представлено прежде всего сериями литографий «Zodiac» и «Cthulhu». В них автор отходит от привычных ему образов: зодиакальные Рыбы («Pisces»), Телец («Taurus») и «Zodiac Fountain» более абстрактны и сюрреалистичны, особая техника исполнения выделяет их на фоне других произведений.
Жемчужина всей выставки – это, несомненно, серия «Karawane». Созданные в 2009 году Гигером в соавторстве с давним другом Мартином Шварцем, эти три картины в высшей степени неординарные, яркие и прекрасные в своей полушизофренической сюрреалистичности. Две из трех выполнены в огненных тонах, их образы очевидно земные: птицы, люди, деревья, однако все это тесно переплетается со знакомыми нам костяными контурами и биомеханизмами. Несомненно, «Karawane» - важнейшая веха в новейшей истории творчества художника.
Таким образом, ретроспектива охватывает длительный период работы Ханса Руди Гигера, начиная с докинематографических произведений конца 60-х годов прошлого века, вплоть до наших дней. Стиль мастера оригинален и узнаваем, он оказал огромное влияние на различные области искусства. Ценность представленной выставки не только в том, что она позволяет прикоснуться к давно знакомым образам, но и в большей степени в том, что с ее помощью можно открыть для себя и совершенно другие грани творчества Гигера, столь же неординарные и незабываемые.
Выставка Ханса Рудольфа Гигера в Планетарии
Швейцарский художник Ханс Рудольф Гигер известен в мире прежде всего как создатель облика Чужого – инопланетного монстра из одноименной серии фильмов. Поэтому естественно, что основную часть выставки мастера, проходящей с 16 мая по 15 июня в Московском Планетарии, составляют работы, так или иначе связанные с образами ксеноморфа. Но обо всем по порядку.

















































