Но прежде всего: ’A Most Wanted Man’ - это два часа в осеннем Гамбурге, где из мутных вод Эльбы выбираются арабские, турецкие и иные граждане мусульманского вероисповедания. Наш случай - это диковатый обезличенный паренёк Исса, вечная жертва этих самых обстоятельств, быстро ставший целью наблюдения нелегального антитеррористического подразделения (состоящего всего из четырёх человек) под руководством тучного и матёрого Гюнтера Бахманна. В исполнении покойного Хоффмана, Бахманн - главный магнит фильма, к которому тянутся, и который сам притягивает абсолютно все мало-мальски важные персоналии фильма.
Кажется, что весь сюжетный мир фильма не сдвинулся бы с мёртвой точки зыбкого бытового равновесия без действий Гюнтера и его команды; а темные воды отцовских дел, в которые окунулся безупречный банкир Томми Брю, в фильме превращаются в краткий экскурс исполнительного и слегка выпивающего клерка (хотя к статности Уиллема Дефо нет и не может быть претензий), болезненная двойственность разыскиваемого Иссы Карпова разбивается о его необъяснимую инфантильность, где сначала - он замученный немой призрак, а дальше - наивный чеченский юноша, пускающий бумажные самолётики в полиэтиленовые стены. Ещё большей экранной наивностью выглядела молоденькая адвокатша Рихтер (Рэйчел МакАдамс), проводящая в кадре на велосипеде времени чуть ли не больше, чем стратег Гюнтер за сигаретой. Единственным же бронебойным попаданием кастинга (помимо Хоффмана и его немецкой команды исполнителей) стала роль Марты Салливан в исполнении Робин Райт - прагматичной американской кураторши секретных немецких антитеррористических проектов. Но весь пресс-туман фильма, представляющий картину как запутанный триллер, с большим шахматным полем фигур без протагониста, развеивается то ли на третьем, то ли на четвёртом перекуре Бахманна-Хофманна, который колдует то над лидером местной мусульманской общины Абдуллой и его богатствами, то над таинственным пришельцем Карповым, то, как рыбак над червём, над нежданным богатством самого Карпова.
С разными выражениями лица, подаваемый дважды тезис фильма "мы хотим сделать мир чуточку безопаснее" выглядит заносчивой пошлостью после выдачи зрителю устойчивых штампов об озверелости русских (тут и застенки КГБ/ФСБ, и изнасилованная высокопоставленным российским службистом чеченская девочка, и финальное: "Я не русский, я чеченец") вместо реальной истории турка, по который и был написан роман, содержащегося в американских застенках Кандагара и лагере Гуантанамо. Не сказать, что все эти казусы были в новинку в столь категоричном жанре шпионского кинодетектива, который во все времена считается чуть ли не средством агитпропа, однако, само повествование движется динамично, пусть и проглатывая наклёвывающиеся (и наличествующие в романе) сюжетные ветки. С какого-то момента ожидаешь очеловечивания персонажа Хоффмана - тот оживает и выкидывает пару номеров, один из которых повествование и схлопывает.
Ни одного слова про картинку, потому что та действительно хороша, но в оценке фильма не определяюща. Для самого же Корбайна данная работа не может быть шагом вперёд - то всего лишь бесценный опыт работы с большими актёрами, за которым зритель навряд ли разглядит пресловутый ’фирменный авторский’, но на картину пойдёт массово, а потому - нужно переждать. А возможно и пересмотреть тоже, хотя бы как последнюю большую работу Филипа Сеймура Хоффмана.