С новыми
творческими веяниями менялись и роли, которые анималистика отводила животным.
Зверь в пещерных росписях и первых костяных фигурках – друг и враг, существо,
от которого полностью зависела жизнь человека. Первобытные мотивы стали
излюбленным художественным приёмом анималистов А.В. Марца и В.Е. Белышева, но
встречаются и во многих других анималистических произведениях XX века. Божественный пьедестал заняли животные в
культуре Древнего Египта. Исполненные спокойствия и достоинства, застыли в
торжественной неподвижности и герои произведений В.А. Ватагина, Е.Ю. Яковлевой,
О. А. Куликовой, Д.В. Горлова – символ Солнца скарабей и полный предельной мощи
андалузский бык, мудрый павиан и величественный лев. В эпоху романтизма образ
дикого зверя символизирует необузданную стихию, противоборствующую человеку.
Сюжеты борьбы вы найдете в живописи Г.Е. Никольского, скульптурах Ж. Гарде и
В.В. Трофимова. В период соцреализма тучные стада, табуны, отары олицетворяли
экономический триумф нового строя. Многие художники-анималисты шли работать на
фарфоровые заводы, чтобы привнести подлинное искусство в быт. Лесные птицы и
звери становятся украшением интерьера и входят в дома людей. На выставке
представлена малая пластика мастеров знаменитого Гжельского фарфорового завода:
Л.П. Азаровой, З.В. Окуловой, Т.С. Дунашовой, В.А. Сергеева, чьи работы
украшали каждую советскую квартиру.
Серьезные перемены в восприятии Востока демонстрируют произведения русских анималистов середины XX века: полные китайского символизма «Золотые рыбки» В.В. Трофимова, акварели А.Н. Комарова, верные традициям среднеазиатской миниатюры, экспериментальные работы М.М. Кукунова, навеянные живописью Индии и Ирана.
Множество новых идей и художественных приёмов черпали современные анималисты в культуре традиционных народов Крайнего севера, Африки, Океании, Австралии, и, конечно, в русском народном искусстве. Впервые на одной площадке Дарвиновский музей показывает работы М.Г. Островской, Ю.М. Смирина, О.Н. Хан, Р.И. Яушева, в которых можно разглядеть древнюю керамику индейцев Пуэбло или резьбу по кости эскимосов и чукчей, наскальные рисунки австралийских аборигенов или чукотскую гравировку на моржовых бивнях. Хранители традиций русского народного искусства – Н.П. Стекольникова, А.Х. Колонский, И.В. Барковская, Г.А. Вострикова – представят самобытную глиняную игрушку, богородскую резьбу по дереву, народный лубок.
Адрес музея: ул. Вавилова, д. 57 (ст. м. «Академическая»).